Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника публичного акционерного общества "наименование" Г.Г.К. на решение судьи Северо-Курильского районного суда от 13 октября 2015 г. по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника отделения в городе Северо-Курильске (пограничной заставы) Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от "дата" публичное акционерное общество "наименование" (далее - ПАО "наименование", Общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей.
Указанное постановление защитник ПАО "наименование" Г.Г.К. обжаловал в суд.
Решением судьи Северо-Курильского районного суда от 13 октября 2015 г. постановление оставлено без изменения.
На данное решение судьи защитником ПАО "наименование" Г.Г.К. подана жалоба, в которой он просит об отмене решения судьи и постановления административного органа, ссылаясь на неизвещение Общества о времени и месте составления протокола, а также о рассмотрении дела. В обоснование жалобы считает, что действие правил пограничного режима, утвержденных приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 515, не распространяется на деятельность рыбопромысловых судов, связанную с неоднократным пересечением Государственной границы Российской Федерации, а направлены на создание необходимых условий охраны Государственной границы Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в территориальном море и не связанной с пересечением Государственной границы Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ПАО "наименование" Н.Н.З., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.
Статья 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи Кодекса предусмотрена ответственность за ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления), что влечет для юридических лиц предупреждение или наложения административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой.
Объектом посягательства данного правонарушения является неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации, установленный порядок управления в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах, а также в российской части вод пограничных водоемов.
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления по делу, в вину ПАО "наименование" вменено нарушение правил пограничного режима, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 515 "Об утверждении правил пограничного режима" (далее - Приказ ФСБ N 515), выразившееся в том, что "дата" в территориальном море Российской Федерации в координатах "данные изъяты" северной широты и "данные изъяты" восточной долготы Обществом осуществлена хозяйственная деятельность в виде перегруза мороженной рыбопродукции с принадлежащего ему судна БМРТ "наименование" на судно ТР "наименование" без уведомления об этом пограничного органа.
Оставляя постановление должностного лица пограничного органа без изменения, судья Северо-Курильского районного суда пришел к выводу о нарушении ПАО "наименование" положений статьи 21 Закона N 4730-1 и Приказа ФСБ N 515, с чем согласиться нельзя.
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" регулирует правоотношения, связанные с защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и определяет понятия "режим Государственной границы" и "пограничный режим".
Так, разделом III настоящего Закона урегулированы правоотношения, связанные с содержанием и установлением режима Государственной границы, которые включают правила: содержания Государственной границы, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности (статьи 7 - 15).
В статье 9 Закона N 4730-1 определен порядок пересечения Государственной границы для различных лиц и транспортных средств, в том числе для российских судов, убывающих из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания (под которым понимается также деятельность, связанная с использованием судов для рыболовства) во внутренние морские воды, в территориальное море, исключительную экономическую зону и (или) на континентальный шельф Российской Федерации, с получением в пограничных органах разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы.
В соответствии со статьей 13 Закона N 4730-1 хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
В развитие вышеуказанных положений Закона N 4730-1 Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации приняты подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления, в том числе промысловой деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, связанной с пересечением Государственной границы, включающий правила уведомления пограничных органов, порядок получения разрешений, правила осуществления выгрузки грузов и другое.
Разделом IV (статьи 16 - 21) Закона N 4730-1 регламентированы правоотношения, связанные с пограничным режимом, который служит интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Статьей 21 Закона N 4730-1 определены правила ведения хозяйственной деятельности, в том числе промысловой, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, с разрешения и уведомления пограничных органов.
Во исполнение статьи 16 Закона N 4730-1 приказом ФСБ России от 15 октября 2012 г. N 515 утверждены Правила пограничного режима, которыми предусмотрено уведомление пограничного органа об осуществлении деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации, не позднее чем за 24 часа до начала осуществления деятельности по соответствующей форме.
Таким образом, Закон N 4730-1 разграничивает понятия "режим Государственной границы" и "пограничный режим", которые имеют разное нормативно-правовое регулирование, в том числе в отношении российских судов, осуществляющих промысловую деятельность. Если в первом случае такая деятельность связана с пересечением Государственной границы Российской Федерации, то во втором - с соблюдением правил охраны Государственной границы и пограничного режима без ее пересечения.
Как следует из материалов дела, ПАО "наименование" на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N***, выданного "дата" Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, осуществляет промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации с использованием судна БМРТ "наименование". Указанное судно имеет разрешение пограничного органа Камчатского края на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации при осуществлении рыбопромысловой деятельности. "дата" судно после предварительного уведомления пограничного органа вышло из порта "наименование" на промысел водных биоресурсов на период до "дата" В ходе промысловой деятельности "дата" судно БМРТ "наименование" из исключительной экономической зоны Российской Федерации вошло в территориальное море Российской Федерации, в связи с чем уведомило пограничный орган о пересечении Государственной границы Российской Федерации, в том числе об осуществлении выгрузки продукции на ТР "наименование" в территориальных водах Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 21 Закона N 4730-1 и Приказа ФСБ N 515 на ПАО "наименование", осуществляющее рыбопромысловую деятельность, связанную с неоднократным пересечением Государственной границы Российской Федерации, не распространяются, поскольку в отношении таких судов предусмотрено иное правовое регулирование.
Учитывая изложенное, вывод должностного лица административного органа и судьи Северо-Курильского районного суда о нарушении Обществом статьи 21 Закона N 4730-1 и Приказа ФСБ N515 является несостоятельным, в связи с чем постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Северо-Курильского районного суда от 13 октября 2015 г. и постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения в городе Северо-Курильске (пограничной заставы) Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от "дата" отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях публичного акционерного общества "наименование" состава административного правонарушения.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А.Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.