Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мараховском С.С.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Баранукова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 сентября 2015 года по заявлению заместителя Буденновского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Крикунова И.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Буденновского межрайонного прокурора, действующий в защиту интересов Крикунова И.Н. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлен факт нарушения министерством имущественных отношений Ставропольского края права Крикунова И.Н. на предоставление жилья. Крикунов И.Н. *** года рождения, относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включен в список на получение жилья. Мать - К.Л.Г. умерла *** года, отец - К.Н.И. решением Буденновского городского суда от 18.05.2007 года лишен родительских прав.
Таким образом, в соответствии со ст. Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Крикунов И.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в который был включен Крикунов И.Н. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Министерством имущественных отношений СК должно быть предоставлено Крикунову И.Н. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Крикунову И.Н. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 16 сентября 2015 года исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора Ставропольского края, действующего в защиту интересов Крикунова И.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Крикунову И.Н. *** года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям города Буденновска Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края - Барануков А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Буденновского межрайонного прокурора Ставропольского края, действующего в интересах Крикунова И.Н. отказать в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения, на нарушение судом норм процессуального права, на неправильное применение судом норм материального права, а именно, не применение закона, подлежащего применению.
Указывает, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако суд не принял во внимание то обстоятельство, что Крикунов И.Н. обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 04 августа 2015 года и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 1469. Тогда как, согласно действующему порядку, жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных, специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (пункт 6 Порядка).
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Крикунова И.Н.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения Крикунова И.Н., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Ледовскую Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ ( в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Крикунов И.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Мать Крикунова И.Н. - Крикунова Л.Г. умерла *** года, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о смерти серия ***от 06 июня 2006 года, отец Крикунова И.Н. - К.Н.И. решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2007 года лишен в отношении Крикунова И.Н. родительских прав.
Постановлением главы города Буденновска Ставропольского края N1075-п от 15 декабря 2006 года над несовершеннолетним Крикуновым И.Н., *** года рождения, установлена опека.
Согласно сведений, представленных сектором опеки и попечительства отдела образования администрации Буденновского муниципального района от 22.01.2015 года Крикунов И.Н., включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
02 апреля 2015 года Крикуновым И.Н. подано заявление в министерство имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который включен Крикунов И.Н.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Крикунов И.Н., специализированным жилым помещением не обеспечен.
Следовательно, у Крикунова И.Н., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону специализированное жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством, уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц определено министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Таким образом, суд обоснованно возложил на министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность по обеспечению жилым помещением Крикунова И.Н.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края - Баранукова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.