Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Мекеровой С.Р., Муратовой Н.И.,
при секретаре Богдановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хачатурова В.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязании установить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения по апелляционной жалобе Хачатурова В.С. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., объяснения истца Хачатурова В.С. и его представителя Семчиной М.В., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Кожевниковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Хачатуров В.С. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязании установить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней.
В обоснование иска Хачатуров В.С. указал, что является инвалидом 2 группы, получателем пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС (справка серии МСЭ - 2011 N -227928 от 25 марта 2013 года).
В апреле 2015 года ему исполнилось 50 лет, в мае 2015 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ему второй пенсии - пенсии по старости досрочно.
Решением Управления N 293838/15/13 от 20 мая 2015 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано в виду отсутствия права на получение двух пенсий.
Хачатуров В.С. просит признать это решение пенсионного органа незаконным и обязать пенсионный орган установить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, с мая 2015 года.
Решением суда от 04 сентября 2015 года в иске Хачатурову В.С. отказано.
В апелляционной жалобе он ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом положений материального закона, регулирующего пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Хачатурова В.С. и отмены судебного решения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Хачатуров В.С., 14 апреля 1965 года рождения, является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, получателем пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.
Инвалидность Хачатурову В.С. установлена на срок до 01 апреля 2018 года.
В мае 2015 года Хачатуров В.С., являясь получателем государственной пенсии по инвалидности, по достижению 50 летнего возраста, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочно второй пенсии по старости с мая 2015 года как инвалиду в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району N 293838/15/13 от 20 мая 2015 года Хачатурову В.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для ее назначения, по представленным документам страховой стаж Хачатурова В.С. на момент обращения за назначением второй пенсии составил 23 года 9 месяцев 8 дней, возраст заявителя составил 50 лет.
Вывод суда об отказе Хачатурову В.С. в иске, обоснованный отсутствием у него права на досрочное одновременное получение второй пенсии, страховой пенсии по старости, является законным и обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1(в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ) гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
С 01 января 2015 года вступил в силу новый пенсионный закон "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 приведенного закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о страховых пенсиях в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 и части 3 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травы, следует, что в данном случае назначение досрочной на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Аналогичные правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанной категории получателям государственной пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, предусматривались и Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что к моменту обращения Хачатуровым В.С. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ему второй пенсии, страховой пении по старости он достиг возраста 50 лет, его страховой стаж составил 23 года 9 месяцев 8 дней.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для назначения Хачатурову В.С. досрочно второй страховой пенсии, поскольку он не достиг возраста 55 лет и его страховой стаж составил менее 25 лет.
Доводы апелляционной жалобы Хачатурова В.С. не влекут отмены судебного решения, поскольку они основаны на неправильном применении им положений пенсионного закона и неправильном их толковании.
Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.