Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Железовского С.И., Порохового С.П.,
при секретаре Вьюшине Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Наливайко В. В., Наливайко Е. В. к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного,
по апелляционным жалобам Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - Малаховой Р.А., судебная коллегия
установила:
Наливайко В.В., Наливайко Е.В. обратились с суд с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края с требованием об обязании предоставить им сертификат на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указали, что совместно проживали в доме по "адрес", общая площадь составляет 63,8 кв.м., в 2014 году в августе- сентябре жилой дом пострадал от наводнения и возведения дамбы вдоль берега. Их дом оказался в низине между дамбой и сопкой. В результате чего скапливается вода, дом сыреет из-за перепада температуры, конструкция дома ломается, рушится потолок, стены и дом становится непригодным для проживания. Они каждый год проводят ремонт дома, но конструкция дома в таком состоянии, что провести ремонт невозможно. Иного жилья не имеют. Истец Наливайко В.В. является инвалидом 2 группы, истец Наливайко Е.В. является пенсионером.
С учетом уточненных исковых требований просили суд обязать Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края и Министерство социальной защиты населения Хабаровского края предоставить им меру социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края.
Определением Николаевского-на-Амуре городско суда от 28.09.2015 г. к участию в дело в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения по Хабаровскому краю.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23.10.2015г. исковые требования Наливайко В.В., Наливайко Е.В. удовлетворены частично, постановлено:
признать за Наливайко Е.В. право на получение меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Обязать Министерство социальной защиты населения Хабаровского края предоставить Наливайко Е.В. меру социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении исковых требований Наливайко Е.В. и Наливайко В.В. к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края, отказать.
В удовлетворении исковых требований Наливайко В.В. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края, отказать.
В апелляционной жалобе Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, не согласившись с решением суда, просит его отменить. Указывает, что истец Наливайко Е.В. получила меры социальной поддержки на основании личного заявления в виде предоставления денежных средств на проведение капитального ремонта спорного жилого помещения. Таким образом, Наливайко Е.В. реализовала свое право. Мера социальной поддержки предоставляется один раз и по одному жилому помещению. В суде также установлено, что спорный дом подпадает в зону подтопления постоянно. Признанное за Наливайко Е.В. право на получение меры социальной поддержки, в форме выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате ЧС, будет являться вторичной мерой поддержки.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, не согласившись с решением суда, просит его отменить. Указывает, что мера поддержки предоставляется гражданам: однократно и в отношении одного жилого помещения; в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных Порядком либо приложениями N 16 - 18 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр. Истец Наливайко Е.В. уже воспользовалась правом на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г.
Реализация ранее Наливайко Е.В. своего права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ей выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, является законным основанием для отказа в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Наливайко Е.В. просит решение суда оставить без изменения.
Наливайко В.В., Наливайко Е.В. в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела в результате чрезвычайной ситуации пострадал жилой дом N по "адрес", который находился в зоне затопления.
Указанный жилой дом включен в перечень домов, находящихся в зонах подтопления, согласно постановлению от 17.09.2013 г. N 93п Администрации Магинского сельского поселения, которым определены границы зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Магинского сельского поселения и дом N по "адрес" согласно приложению к указанному постановлению входит в зону затопления (подтопления). Истцы являются собственниками по 1/2 доли указанного жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
11.10.2013 г. межведомственной комиссией принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома N по "адрес" с целью приведения утраченных в результате паводка в сентябре 2013 года характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, что отражено в акте обследования жилого дома от 11.10.2013 г. На основании заявления истцов и решения суда 20.05.2015 г. проведено повторное обследование жилого дома, по результатам которого принято заключение межведомственной комиссии N о несоответствии дома по "адрес" требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а соответственно указанный дом признан непригодным для проживания.
Реализуя свое право, истцы Наливайко Е.В. и Наливайко В.В. 28.09.2015 г. обратились в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Николаевскому району" с заявлением о предоставлении им меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 13.04.2015 г. по делу N признано недействительным заключение и соответственно акт от 26.12.2014 г. обследования жилого дома истцов по "адрес", из которого усматривается (акта), что имеется описание дома как одноэтажный жилой дом общей площадью 63,8 кв.м., жилой площадью 43,9 кв.м., (кадастровый номер N), расположенный на земельном участке площадью 1200 кв.м., фундамент - бутово-ленточный, стены рублены из бревен, перекрытия - деревянное балочное, крыша - железо, полы - дощатые, пристройка, холодная пристройка, баня, 4 сарая, гараж.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 7 Конституции РФ, ст. 18 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", п 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. N 205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 г. N 347-пр), приложением N 15 к указанной Государственной программе, п.34, 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, п.33 части 111 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, по заключению от 26.05.2015 г. N, исходил из того, что истец Наливайко Е.В., признанная в установленном порядке пострадавшей в результате наводнения, и постоянно проживавшая в населенном пункте, подвергшемся наводнению - р.п. Маго, и не имеющая другого жилья, пригодного для проживания, не была обеспечена жилым помещением по социальным и санитарным нормам.
При этом суд учитывал, что само по себе предоставление денежных средств для проведения капитального ремонта без достижения результата (приведение утраченных в процессе паводка в 2013 году характеристик жилого дома в соответствии с установленными требованиями) не является реализацией права гражданина на получение меры социальной поддержки; после проведения капитального ремонта жилой дом по причинам, не зависящим от истца, признан непригодным для проживания; наличие злоупотребления правом со стороны истцов Наливайко Е.В. и Наливайко В.В., либо их неосновательное обогащение, судом установлено не было.
Обращаясь за получением меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, истец Наливайко Е.В. руководствовалась заключением уполномоченного государственного органа, полученные денежные средства были реализованы по целевому назначению, однако проведенные ремонтные работы, рекомендованные государственным органом, не привели к улучшению состояния жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, в соответствии с данной нормой Федерального закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах Николаевского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п.2).
Правительство РФ в рамках предоставленных ему полномочий утвердило Правила, которые согласно их пунктам 1 и 2 устанавливают порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного (постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года N923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", приложение N11(1) к указанной целевой программе).
Пунктом 6 названных Правил установлено, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Одновременно в целях реализации вышеназванных правовых актов постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N347-пр (в редакции постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 года N383-пр, от 29.11.2013 года N410-пр, от 24.02.2014 года N 41-пр, 09.04.2014 годаN99-пр, от 11.06.2014 года N182-пр) внесены изменения (действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 23.10.2013 года) в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Приложением N16 к указанной Программе предусмотрен соответствующий порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно п.1.2. названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;
- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно 1.2[1]. названного Порядка мера поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка:
однократно и в отношении одного жилого помещения;
в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 15, 17, 18 к государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр.
Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
На основании подп."б" п.2.11. Порядка основанием для отказа в предоставлении такой меры социальной поддержки является несоответствие граждан условиям пунктов 1.2 - 1.2[2], 1.4, 1.5, 1.7 раздела 1 настоящего Порядка.
Из названных правовых норм в их взаимосвязи следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в утраченном жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.
Как следует из материалов дела Наливайко Е.В. 13.11.2013 г. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Николаевскому району" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта "данные изъяты" доли поврежденного жилого помещения по "адрес", на основании заключения межведомственной комиссии от 11.10.2013 г. N о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания. Ей было назначено и выплачено 08.02.2014 г. "данные изъяты" на проведение капитального ремонта "данные изъяты" жилого помещения по "адрес". В связи с тем, что Наливайко В.В. имеет в наличии в собственности "данные изъяты" доли жилого помещения по "адрес" на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в удовлетворении заявления на выплату денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес", в связи с отсутствием права.
Таким образом, Наливайко Е.В. уже воспользовалась правом на предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г.
Кроме того, из акта обследования помещения, расположенного по "адрес" N от 20.05.2015 г., выполненного межведомственной комиссией, усматривается, что несоответствия жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению происходят из-за насыщения земли под домом грунтовыми водами в весенний период таяния снега, т.е. по причинам не связанным с затоплением 2013 г.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанци не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 октября 2015 года по гражданскому делу по иску Наливайко В. В., Наливайко Е. В. к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного отменить и принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи: С.П. Пороховой
С.И. Железовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.