Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.,
судей: Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Ильчук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2016 года дело по административному иску Волошенюка В. Д., Вербовик Е. А. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, о признании дома аварийным и подлежащим сносу,
по апелляционной жалобе представителя администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., пояснения Волошенюка В.Д., представителя администрации г.Хабаровска Нащекиной П.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волошенюк В.Д., Вербовик Е.А. обратились в суд с иском к администрации г.Хабаровска о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N, о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Свои требования мотивировали тем, что на основании их обращения в соответствии с распоряжением мэра г.Хабаровска создана межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными для проживания, решением которой дом N по "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции, при проведении исследования допущены нарушения, дом не отвечает требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение, исследование ООО "Гидростройпроект", согласно которому основные несущие конструкции имеют дефекты и повреждения, оказывающие существенное влияние на несущую способность и эксплуатационную пригодность жилого дома, было поверхностным, согласно обследованию, проведенному специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", дом не соответствует требованиям СанПи 2.1.2.22645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 октября 2015 года требования удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать незаконным заключение городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N в части проведения реконструкции жилого дома N по "адрес", на администрацию г.Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть на заседании городской межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47, с проведением обследования многоквартирного дома в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены и нарушены нормы материального права, обстоятельства, указанные в решении, не имеют доказательственной базы, решение суда вынесено без учета вступивших в законную силу 04.04.2015г., согласно постановления Правительства РФ от 25.03.2015г. N 269, изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, оценка жилых помещений и жилых домов в целом на соответствие требованиям вышеназванного Положения к компетенции суда не относится, признать жилой дом аварийным и подлежащим сносу в судебном порядке либо возложить подобного рода обязанность в судебном порядке не представляется возможным, из решения непонятно, по каким основаниям оспариваемое заключение признано незаконным, признавая заключение незаконным, суд повторно произвел оценку жилого дома, то есть предрешилсущество решения межведомственной комиссии в случае нового рассмотрения вопроса об оценке жилого дома, Положение не предусматривает принятие комиссией решения о признании дома аварийным, истцами не доказано нарушение их прав заключением комиссии, данное заключение принималось по результатам обращения Волошенюка В.Д., Вербовик Е.А. в администрацию г.Хабаровска не обращалась, истцами не представлено иных доказательств в виде заключений специализированных организаций в подтверждение заявленных требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Хабаровска Нащекина П.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции Волошенюк В.Д. пояснил, что с решением суда первой инстанции согласен. Вербовик Е.А. от дачи пояснений отказалась.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что административные истцы Волошенюк В.Д. и Вербовик Е.А. проживают в квартирах N и N соответственно в доме N по "адрес", являются нанимателями указанных квартир.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
Как следует из положений пунктов 33-34 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Городской межведомственной комиссией администрации города Хабаровска, созданной на основании распоряжения мэра г.Хабаровска N 1328-р от 31.05.2005г. "О составе городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания", принято заключение N от 26.05.2015г. о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006г., для признания многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании проведенной оценки представленных в материалы дела письменных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу том, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о целесообразности проведения реконструкции, административным ответчиком не представлено, установлено несоответствие выводов заключения межведомственной комиссии в части проведения реконструкции жилого дома фактическому состоянию жилого дома, что противоречит Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о целесообразности проведения реконструкции, административным ответчиком не представлено, выводы заключения межведомственной комиссии в части проведения реконструкции жилого дома не соответствуют фактическому состоянию жилого дома.
Вместе с тем, признавая незаконным заключение городской межведомственной комиссии в части проведения реконструкции жилого дома и возлагая на администрацию г.Хабаровска обязанность повторно рассмотреть на заседании городской межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47, с проведением обследования многоквартирного дома, судом первой инстанции не приняты во внимание нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015г. N 269).
Так, в полномочия городской межведомственной комиссии не входит признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку согласно п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение п.7 указанного Положения, в состав городской межведомственной комиссии не включены представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях.
Следовательно, межведомственной комиссией, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, оценка и обследование многоквартирного жилого дома не проводилось.
Кроме того, в нарушение п.7 указанного Положения администрацией г.Хабаровска на основании заключения городской межведомственной комиссии не принималось решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не издавалось распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц, что противоречит требованиям п.49 Положения.
Принимая во внимание изложенное, заключение городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006г., для признания многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушением Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, противоречит представленным в материалы дела доказательствам, и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Таким образом, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части признания незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности повторного рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, с вынесением в указанной части нового решения о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N, возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома, расположенного по "адрес", аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в сроки и в порядке, предусмотренными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 октября 2015 года по делу по административному иску Волошенюка В. Д., Вербовик Е. А. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, о признании дома аварийным и подлежащим сносу аварийным отменить в части признания незаконным заключения городской межведомственной комиссии в части проведения реконструкции, возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности повторного рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным заключение городской межведомственной комиссии от 26.05.2015г. N о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции.
Возложить на администрацию г.Хабаровска обязанность рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома, расположенного по "адрес", аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в сроки и в порядке, предусмотренными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.В. Волошина
О.Ю.Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.