Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Чемякиной И.А.
судей Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства,
по апелляционной жалобе представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 ноября 2015 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства.
В обоснование требований указало, что 24.08.2015г. судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска вынесено постановление о взыскании с министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере "данные изъяты" за отказ добровольно исполнить решение суда. Данное постановление незаконно и необоснованно, поскольку министерством ЖКХ своевременно направлены в министерство имущественных отношений Хабаровского края заявки на приобретение жилых помещений для взыскателя ФИО1, информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию, что свидетельствует о добросовестности выполнения обязательств. Жилые помещения по заявке министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края до настоящего времени министерством имущественных отношений Хабаровского края не приобретены в связи с отсутствием достаточных денежных средств в бюджете края, что является чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами, исключающими возможность немедленного исполнения решения суда. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся неоднократно, в связи с чем требования действующего законодательства истцом не нарушены, виновные действия отсутствуют, следовательно, оснований для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора отсутствовали, просило восстановить срок подачи заявления.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 ноября 2015 года министерству ЖКХ Хабаровского края восстановлен процессуальный срок на подачу административного искового заявления об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора. В удовлетворении заявленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель министерства ЖКХ Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в министерство строительства Хабаровского края направлены заявки на приобретение жилых помещений для взыскателей. Процедура приобретения жилого помещения является длительной, и осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Жилые помещения будут предоставлены взыскателям после их приобретения министерством имущественных отношений края. В рамках возложенных на административного истца полномочий приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебных решений. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора с министерства ЖКХ Хабаровского края судебным приставом-исполнителем нарушены нормы Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона "Об исполнительном производстве". Министерство жилищно-коммунального хозяйства края не является главным распорядителем средств краевого бюджета по приобретению жилых помещений.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. Учитывая положения ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 вышеуказанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также не исполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно положений части 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г.Хабаровска, вступившим в законную силу 14.08.2012г., на министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению ФИО1 вне очереди благоустроенного жилого помещения. На основании данного решения Центральным районным судом был выдан исполнительный лист N от 14.08.2012г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю от 05.09.2012г. возбуждено исполнительное производство N. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена должнику министерству ЖКХ Хабаровского края с установлением срока для добровольного исполнения - 5 дней с момента получения копии постановления, с предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения. 19.09.2012г. копия постановления получена должником.
24.08.2015г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю в отношении должника министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" за неисполнение в установленный срок решения суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 14.09.2015г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что должником не предоставлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Обращение должника с заявкой в министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартир не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку они основаны на правильном применении норм права.
Обстоятельства, на которые ссылалось министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, как на основания, препятствовавшие вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
Доводы жалобы о нарушении судебным приставом-исполнителем требований Бюджетного кодекса РФ о порядке взыскания с казенного учреждения денежных средств судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку положения статьи 239 Бюджетного кодекса РФ предусматривают обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебного акта, а в рассматриваемом случае судебными актами не обращалось взыскание на средства бюджетной системы. На министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность совершить определенные действия, следовательно, исполнение исполнительного документа, содержащего данные требования, должно производиться по общим правилам исполнительного производства, в том числе с применением санкций за неисполнение требований исполнительного документа.
При разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства имеющие значение для дела.
Судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства - оставить без изменения, жалобу представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.А.Чемякина
Судьи: Е.В.Волошина
О.Ю.Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.