Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей Е.В.Волошиной, Е.П.Иском
рассмотрела в порядке упрошенного (письменного) производства 15 января 2016 года административное дело по административному иску Кириленко О.В. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка и возложении обязанности удовлетворить указанное заявление, по апелляционной жалобе Кириленко О. В. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 21 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кириленко О.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка и возложении обязанности удовлетворить указанное заявление. В обоснование заявленных требований, указала, что 13.07.2015 г. она обратилась к главе администрации г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1000 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома по "адрес". 28.07.2015 г. получила отказ в удовлетворении данного заявления, со ссылкой на то, что в соответствии с п. 2 ст.67.1 Водного кодекса РФ, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Учитывая, что до настоящего времени защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод на данной территории не выполнены, администрацией города Комсомольска-на-Амуре аукционы на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства проводиться не будут. С отказом в удовлетворении ее заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка не согласна. Считает, что действия администрации г.Комсомольска-на-Амуре не соответствуют п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, нарушают ее право на участие в открытом аукционе, предусмотренное п. 1 ст. 448 ГК РФ. Просит признать отказ администрации г.Комсомольска-на-Амуре в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по "адрес" незаконным. Обязать администрацию г.Комсомольска удовлетворить заявление о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по "адрес".
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 21 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Кириленко О.В. с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд необоснованно установилнахождение спорного участка в зоне возможного подтопления, исходя из высот домов "адрес". Вместе с тем правила определения границ зона затопления (подтопления) установлены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. N 360, согласно которым зоны затопления, подтопления, считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. До настоящего времени границы зоны затопления (подтопления) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не установлены, сведения о границы зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены. Указывает, что земельным законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как "расположение земельного участка в зоне затопления (подтопления)". Считает, что отказ администрации г.Комсомольска-на-Амуре не соответствует требованиям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а также постановлению администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 08.06.2015 г. N 1789-па "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или индивидуального жилищного строительства". Полагает, что действия ответчика нарушают его право на участие в открытом аукционе, предусмотренное п. 1 ст. 448 ГК РФ. Просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка обязательной не является, судом обязательной не признавалась. При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьями 39.1, 39.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно ст. 39.11 ЗК РФ образование земельного участка и подготовка аукциона включает в себя, как один из этапов, проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 8, 10 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Согласно ст. 67.1. Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 3, 19 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве". Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае возникновения аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, сложившихся вследствие ливневого паводка, сложной ледовой обстановки, пропуска вод в катастрофически большом количестве.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014 г. N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением" предусмотрено, что при осуществлении градостроительной деятельности органам исполнительной власти Хабаровского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и| энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 27 мая 2013 г. N 136-пр "Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края" при проектировании на территории края следует учитывать районы, подверженные затоплению в период весеннего снеготаяния, сезонного таяния ледников и ливневых паводков. На территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населенных пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.
Согласно Приложению к Постановлению Администрации города Комсомольска-на- Амуре Хабаровского края от 2 октября 2013 г. N 3143-па "Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" вошли дома по "адрес".
Пунктом 2.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование места размещения объектов и утверждение актов выбора земельных участков на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2012 г. N 1458-па (действующим на дату возникновения спорных правоотношений) предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги отрицательные рекомендации постоянно действующей комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов главе города Комсомольска-на-Амуре, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Как следует из материалов дела, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре в средствах массовой информации в газете "Дальневосточный Комсомольск" и в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города kmscity.ru была опубликована информация о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду площадью 1000 кв.м., расположенного по "адрес" для строительства индивидуального жилого дома.
13.07.2015 г. Кириленко О.В. обратилась на имя главы администрации г. Комсомольска- на-Амуре с заявлением о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по "адрес" с целью индивидуального жилищного строительства: для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно ответу N от 25.07.2015 г. за подписью заместителя главы администрации города ФИО1, Кириленко О.В. сообщено о невозможности удовлетворения её заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по "адрес" с целью индивидуального жилищного строительства. В обоснование указано, что данный земельный участок находится в зоне возможного затопления (подтопления). Согласно п. 2 ст. 67.1 ВК РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капительного строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, запрещается.
Согласно Постановлению администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013 г. N 3143-па данные дома N по "адрес" входили в зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории.
При этом, из карты высот дома по "адрес" -на отметке 21,6. Таким образом, спорный земельный участок находится в зоне возможного подтопления, в связи с чем, строительство на данном участке новых объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия является недопустимым. При этом соответствующие мероприятия по предотвращению негативного воздействия не произведены на момент объявления аукциона.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка не проводился.
Разрешая заявленные требования и давая оценку установленным по делу, обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кириленко О.В., поскольку оспариваемый решение, принято в соответствии с законом, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на верном толковании и примени норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Довод о том, что действия администрации г.Комсомольска-на-Амуре нарушают право Кириленко О.В. на участие в открытом аукционе, предусмотренное п. 1 ст. 448 ГПК РФ, является несостоятельным, поскольку аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка не проводился.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств.
При разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 21 октября 2015 года по административному делу по административному иску к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка и возложении обязанности удовлетворить указанное заявление - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириленко О. В. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А.Чемякина
Судьи Е.П. Иском
Е.В.Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.