Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 11 декабря 2015 г. по делу N 33а-446/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Семенова О.М.,
Николаева И.В.,
при секретаре Марининой К.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - командира войсковой части N - капитана юстиции Аброскина М.А. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N Татаренкова С.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с требованием о предоставлении документов о наличии или отсутствии у него и членов его семьи недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Татаренков проходит военную службу по контракту в войсковой части N, признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания и подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья.
29 июля 2015 года командиром воинской части Татаренкову было направлено письмо с просьбой о предоставлении им в жилищную комиссию воинской части для рассмотрения вопроса о законности и обоснованности его постановки на жилищный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания, сведений о наличии (отсутствии) у него права на имевшееся (имеющееся) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации, за период с 1998 года по дату обращения в Управление Россреестра, а также сведений о статусе жилого помещения по месту прежней его регистрации в период с 1998 года по 2004 год по адресу: "адрес".
Полагая, что этим были нарушены его права, Татаренков обратился в Пензенский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать вышеуказанные действия командира воинской части незаконными, обязать его повторно запросить в соответствующих органах названные выше документы, а также взыскать с него судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Пензенский гарнизонный военный суд решением от 30 сентября 2015 года административное исковое заявление Татаренкова удовлетворил.
Выражая несогласие с таким решением суда, представитель административного ответчика Аброскин М.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи с неправильным истолкованием закона.
В обоснование своей жалобы, ссылаясь на Федеральный закон "О статусе военнослужащих", приказ Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 539 "Об утверждении Инструкции по порядку управления объектами жилищного фонда внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также на ст. 56 ЖК Российской Федерации, Аброскин М.А. указывает, что рассмотрение вопроса обоснованности состояния Татаренкова на жилищном учёте не нарушает его прав.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей определяются Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общие вопросы, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, нормы которого применяются по отношению к военнослужащим наряду со специальными нормами, содержащимися в вышеприведённом Федеральном законе и иных нормативных правовых актах, в том числе ведомственных, изданных во исполнение жилищных обязательств государства перед указанной категорией граждан.
В силу части 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно пункту 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
Приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, пунктом 18 которой установлено, что в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии. В ГКВВ МВД России, в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск создаются Центральные жилищные комиссии, на которые возлагается контроль за ведением учёта личного состава подчинённых соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределением поступающей жилой площади.
Пунктом 19 этой же Инструкции определено, что для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, к которому прилагается копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Исчерпывающего перечня таких документов закон не содержит, поэтому в качестве таковых могут истребоваться любые документы, на основании которых возможно прийти к выводу о необеспеченности или обеспеченности граждан, претендующих на постановку на жилищный учёт, жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно оспариваемому решению командиром войсковой части N было предложено Татаренкову предоставить для рассмотрения вопроса об обоснованности его постановки на жилищный учёт в жилищную комиссию части сведения о наличии (отсутствии) у него права на имевшееся (имеющееся) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации за период с 1998 года по дату обращения в Управление Россреестра, а также сведения о статусе жилого помещение по месту прежней его регистрации в период с 1998 года по 2004 год по адресу "адрес".
Из материалов дела усматривается и не оспаривается самим административным истцом, что указанные документы в жилищную комиссию он не представлял. Между тем, содержащиеся в них данные, по мнению окружного военного суда, являются значимыми и могут объективно влиять на размер жилищной субсидии.
При таких данных суд апелляционной инстанции находит оспариваемое требование командира воинской части, связанное с восполнением документов, законным и основанным на части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункте 19 вышеназванной Инструкции.
Кроме того, такое решение командира части, вопреки мнению Татаренкова, не ставит под сомнение ранее вынесенное решение жилищной комиссии о постановке его на жилищный учёт и не может расцениваться как ограничивающее его право на жильё, поскольку само по себе не препятствует ему в представлении соответствующих сведений в жилищную комиссию части для решения вопроса обеспечения его жилищной субсидией.
В свою очередь, суд первой инстанции, признавая действия командира воинской части, связанные с истребованием от Татаренкова соответствующих документов, незаконными, исходил из того, что приведённые выше нормы не содержат требований ежегодного предоставления военнослужащими, состоящими на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в жилищный орган каких-либо сведений об изменении их жилищных условий, если таковые остались неизменными. Также суд указал, что представителем административного ответчика не было представлено доказательств как изменения жилищных условий Татаренкова, так и неправомерности принятия его на соответствующий учёт в 2005 году.
Такая позиция суда первой инстанции, по мнению окружного военного суда, является ошибочной, поскольку согласно вышеуказанным законам обязанность предоставления документов в жилищную комиссию, подтверждающих право военнослужащего, в том числе и на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, возложена в соответствии с частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 18 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России на заявителя. Более того, как видно из представленных материалов, запрашиваемые командиром воинской части для жилищной комиссии сведения ранее Татаренковым в жилищный орган не предоставлялись.
Таким образом, в связи с неправильным применением норм материального права решение Пензенского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2015 года по административному исковому заявлению Татаренкова подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, п. 2 ст. 309, ч. 3 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
апелляционную жалобу представителя административного ответчика Аброскин М.А. удовлетворить.
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N Татаренкова С.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с требованием о предоставлении документов о наличии или отсутствии у него и членов его семьи недвижимого имущества, в связи с неправильным применением норм материального права, отменить и принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Татаренкова С.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с требованием о предоставлении документов о наличии или отсутствии у него и членов его семьи недвижимого имущества, отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.