Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Преснова В.С.
судей Федотовой Н.П., Ломтевой Л.С.
при секретаре Кропотовой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
15 января 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе Ереминой В.И. на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 13 октября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Ереминой В.И. к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконными приказов начальника Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, понуждении к совершению действий, отказать.
По делу установлено:
Еремина В.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и земельных отношений (далее - ДАЗО) мэрии г.Ярославля о признании незаконным приказа начальника Управления земельных ресурсов (далее - УЗР) мэрии г.Ярославля, о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска ссылалась на то, что приказами начальника УЗР мэрии г.Ярославля N, N от ДД.ММ.ГГГГ Ереминой В.И. отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, по адресу: "адрес" участок N1, N2, "адрес" участок N1, N2 для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 лет в связи с тем, что схемы расположения земельных участков не могут быть утверждены. С указанными приказами Еремина В.И. не согласна.
Согласно п.2 ст.29.2 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) и Введения Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области "Планировка и застройка городских округов и поселений Ярославской области", утвержденных Постановлением Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ N, нормативы градостроительного регионального проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований. В соответствии с п.5 ст.29.2 ГрК РФ, нормативы градостроительного проектирования включают в себя расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, т.е. расстояние от объектов строительства до границ земельного участка не относится к нормативам градостроительного проектирования.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.38 ГрК РФ, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, являются предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с пп.2 п.6 ст.30 ГрК РФ, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указываются в Градостроительном регламенте территориальной зоны Правил землепользования и застройки, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Испрашиваемые земельные участки, согласно Генерального плана города Ярославля, относятся к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.З). Согласно пп.1 п.1 ст.38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, основным видом разрешенного использования земельных участков является индивидуальные жилые дома. В соответствии с пп.2 п.2 ст.38 Правил землепользования и застройки города Ярославля минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, за исключением линейных объектов, устанавливаются с учетом соблюдения положений статей 7, 16 Правил на расстоянии, обеспечивающем соблюдение противопожарных и санитарных расстояний, но не менее: от общей границы смежных земельных участков, в случае строительства единого капитального объекта строительства, - 0 метров; от границы земельного участка в иных случаях - 1 метра.
В соответствии с пп.4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка не может быть утверждена, если она не соответствует проекту планировки территории. Указанный градостроительный документ предусмотрен ст.58 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N73-Ф3 и ст. 42 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N190-ФЗ. Перечисленные управлением земельных ресурсов мэрии г.Ярославля документы не являются проектом планировки территории, предусмотренным Градостроительным кодексом.
Кроме того, проект детальной планировки жилого района "данные изъяты" был утвержден решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ. С момента утверждения данного документа прошло более 20 лет. В соответствии с п.п.6.6. Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов (ВСН 38-82), утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР от 29 декабря 1982 г. N379, действовавшей на момент разработки и утверждения указанного документа, расчетный срок реализации проекта детальной планировки общественного центра населенного пункта принимается, как правило, в пределах расчетного срока генерального плана, с выделением первой очереди строительства. Расчетные сроки реализации проектов детальной планировки других частей селитебной территории, а также других функциональных зон принимаются, как правило, на два пятилетия с выделением первого пятилетия. Доказательств актуальности проекта детальной планировки жилого района "данные изъяты" ответчиком не представлено, сам документ опубликован не был, в архивах он отсутствует.
Градостроительный документ - проект застройки был предусмотрен ГрК РФ от 07.05.1998 N73-Ф3. Проект застройки квартала сблокированными жилыми домами с пристроенными объектами соцкультбыта, ограниченного улицами "данные изъяты", был согласован Приказом начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ. Однако перечнем градостроительной документации, предусмотренным действовавшим на дату согласования проекта застройки ГрК РФ от 29.12.2004 N190-ФЗ, такой градостроительный документ, как проект застройки, предусмотрен не был. Таким образом, проект застройки квартала сблокированными жилыми домами с пристроенными объектами соцкультбыта, ограниченного улицами "данные изъяты", не является градостроительным документом, предусмотренным Градостроительным законодательством РФ.
Согласно местным нормативным актам, положениям о структурных подразделениях мэрии города Ярославля, Глава администрации Красноперекопского района не наделен правом формирования, распоряжения, изъятия и установления разрешенного вида использования земельных участков. На испрашиваемой Ереминой В.И. территории земельных участков с разрешенным видом использования в общеполезных целях не формировалось, изъятия земель из оборота в установленном законом порядке также не осуществлялось. Таким образом, наличие распоряжения Главы Красноперекопского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N не является основанием для отказа ей в предоставлении испрашиваемых земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Испрашиваемые земельные участки не нарушают установленных красных линий. Они не предназначены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. В соответствии с п.1 ст.36 ГрК РФ, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется Градостроительным регламентом. Согласно п.6 ст.30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в Градостроительном регламенте. Испрашиваемые земельные участки согласно Генерального плана города Ярославля относятся к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.З). Согласно пп.1 п.1 ст.38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, основным видом разрешенного использования земельных участков является индивидуальные жилые дома.
Ссылаясь на ст.39.18 Земельного кодекса РФ, п.6 ст.30, п.1 ст.36, пп. 2 п. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ, пп.1 п.1 ст.38, пп.2 п.2 ст.38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, просила признать незаконными Приказы начальника управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля N, N от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать ДАЗО мэрии города Ярославля опубликовать извещения о предоставлении 4-х земельных участков для индивидуального жилищного строительства согласно заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков Ереминой В.И. от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Еремин Д.В.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению и нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав объяснения Еремина Д.В. в поддержание доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая Ереминой В.И. в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оспариваемые приказы являются законными и обоснованными, приняты уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания незаконным оспариваемых приказов не имеется.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, (далее - КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и свободы, созданы препятствия для к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Материалами дела установлено, что приказами начальника УЗР мэрии г. Ярославля NN N от ДД.ММ.ГГГГ Ереминой В.И. отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", участок N1, N2, "адрес" участок N1, N2 для индивидуального жилищного строительства.
Основаниями для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков явилось то, что образование земельных участков приведет к невозможности размещения на нем объекта недвижимого имущества; для территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, разработан проект детальной планировки жилого района "данные изъяты", утвержденный решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, а также проект застройки квартала сблокированными жилыми домами с пристроенными объектами соцкультбыта, согласованный в установленном порядке приказом начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N; в отношении испрашиваемой территории распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 утвержден проект благоустройства территории.
Кроме того, как указано в отзыве ДАЗО мэрии г. Ярославля на заявление Ереминой В.И., истцом не указаны основания предоставления данных земельных участков без проведения торгов, однако, судебная коллегия считает, что данное обстоятельство правового значения не имеет, поскольку оно не являлось основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Отказ УЗР мэрии г. Ярославля в предоставлении испрашиваемых земельных участков по тому основанию, что образование земельных участков приведет к невозможности размещения на нем объекта недвижимого имущества, судебная коллегия считает законным и обоснованным с учетом следующего.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N (действовавшим на момент вынесения оспариваемого решенеия) утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Ярославской области, в силу п. 2.2.6.8 которых до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям и в зависимости от степени огнестойкости должны быть не менее 3 метров от усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома
Из имеющихся в материалах дела схем, приложенных к заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельных участков, в масштабе 1:500, следует, что ширина испрашиваемых земельных участков N1 "адрес"., N 1,2 "адрес" составляет от 5 до 7 м, ширина земельного участка N 2 "адрес" составляет по одной стороне около 2 м., по другой около 10 м.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше региональных нормативов на испрашиваемых истцом земельных участках размещение индивидуального жилого дома является невозможным.
Таким образом, отказ УЗР мэрии г. Ярославля в предоставлении испрашиваемых земельных участков по тому основанию, что образование земельных участков приведет к невозможности размещения на нем объекта недвижимого имущества, является законным, соответствующим требованиям пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с чем, оснований для признания оспариваемых приказов у суда не имелось.
Довод жалобы о том, что региональные нормативы градостроительного проектирования Ярославской области противоречат положениям Градостроительного Кодекса РФ, Градостроительного регламента территориальной зоны Правил землепользования и застройки, является несостоятельным.
Как указано автором жалобы, согласно пп. 2 п. 2 ст. 38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, за исключением линейных объектов, устанавливаются с учетом соблюдения положений статей 7, 16 Правил на расстоянии, обеспечивающем соблюдение противопожарных и санитарных расстояний, но не менее: от общей границы смежных земельных участков, в случае строительства единого капитального объекта строительства, - 0 м; от границы земельного участка в иных случаях - 1 м.
Таким образом, указанный документ устанавливает минимальные расстояния от границ земельных участков для определения допустимого размещения объекта недвижимости. Региональные нормативы градостроительного проектирования Ярославской области не противоречат положениям Градостроительного Кодекса РФ, Градостроительного регламента территориальной зоны Правил землепользования и застройки, поскольку приняты с учетом санитарно-бытовых и противопожарных норм.
Довод жалобы о том, что на испрашиваемых земельных участках Ереминой В.И. возможно будет построен один объект недвижимости, что законодательством не запрещено, судебной коллегией не принимается, поскольку истицей испрашиваются 4 земельных участка, с целью использования - для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, земельные участки должны иметь возможность размещения на каждом из них объекта недвижимости. В данном случае испрашиваемые земельные участки указанным требованиям законодательства не отвечают.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ереминой В.И. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.