Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Федотовой Н.П., Преснова В.С.
рассмотрела по докладу судьи Федотовой Н.П. 12 января 2016 года
административное дело по представлению Заместителя Северо-Западного транспортного прокурора на определение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 04 декабря 2015 года, которым постановлено:
В принятии административного искового заявления заместителя Северо-Западного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Северного ЛУ МВД России на транспорте - отказать.
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Заместитель Северо-Западного транспортного прокурора обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с указанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Северного ЛУ МВД России на транспорте, выразившееся в не направлении в установленный законом срок постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ФИО1 для взыскания административного штрафа в службу судебных приставов-исполнителей; признать незаконным бездействие Северного ЛУ МВД России на транспорте, выразившееся в непринятии мер по привлечению к административной ответственности ФИО1 по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в связи с неуплатой административного штрафа, назначенного постановлением Северного ЛУ МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать Северное ЛУ МВД России на транспорте направить постановление по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в службу судебных приставов - исполнителей.
Судьей постановлено вышеуказанное определение.
В представлении ставится вопрос об отмене определения. Доводы сводятся к нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность определения, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены определения судьи не имеется.
Отказывая в принятии административного искового заявления заместителя Северо-Западного транспортного прокурора, судья руководствовался п. 2 ч.1 ст. 128 КАС РФ, и исходил из того, что прокурор не может обращаться в суд с административным исковым заявлением в статусе административного истца. По смыслу ст.1 КАС РФ споры между двумя органами, осуществляющими публичные полномочия в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматриваться не могут.
Указанные выводы судебная коллегия находит ошибочными.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из поданного заявления следует, что Муниципальное образование г. Ярославль, в интересах которого прокурор обратился в суд, в лице своих органов, в данных правоотношениях какими-либо публичными полномочиями не наделено.
Вместе с тем, с выводом судьи об отказе в принятии заявления судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 1 КАС РФ положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из указанных процессуальных норм следует недопустимость инициирования административного производства в рамках КАС РФ, в случае если порядок рассмотрения и разрешения заявленных требований регламентируется нормами КоАП РФ.Доводы прокурора о том, что заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства в соответствии с нормами КАС РФ, основаны на неверном толковании норм права и основанием к отмене определения не являются.
Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе порядок обращения к исполнению постановлений о назначении административных наказаний и возбуждения дел об административных правонарушениях, осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", осуществление производства по правилам КоАП РФ представляет собой иной вид судопроизводства по отношению к производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Из содержания абзаца 6 пункта 7 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 следует, что в порядке административного судопроизводства суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования.
Заместитель Северо-Западного транспортного прокурора оспаривает бездействие Северного ЛУ МВД России на транспорте, выразившееся в не направлении для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю в установленный законом срок постановления о назначении административного наказания ФИО1, а также в непринятии мер по привлечению ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Порядок и срок исполнения административного наказания урегулированы нормами глав 31 и 32 КоАП РФ. Поэтому вопросы исполнения постановления, принятого по делу об административном правонарушении, подлежат разрешению в соответствии с нормами законодательства об административных правонарушениях.
Данные требования прокурора неразрывно связаны с конкретным делом об административном правонарушении, поэтому исключается возможность их рассмотрения в порядке административного судопроизводства по правилам КАС РФ.
Требования прокурора о признании незаконным бездействия Северного ЛУ МВД России на транспорте, выразившиеся в непринятии мер по привлечению ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, также не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении либо отказ в возбуждении дела разрешается в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Доводы представления о том, что вопрос о признании незаконным бездействий правоохранительного органа следует из результатов прокурорской проверки, которая осуществлялась в ходе надзорной деятельности транспортной прокуратуры в соответствии с Законом "О прокуратуре в Российской Федерации", в результате которой были выявлены указанные нарушения, не свидетельствуют о наличии оснований для возбуждения административного судопроизводства.
Таким образом, оснований для отмены определения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 04 декабря 2015 года оставить без изменения, а представление Заместителя Северо-Западного транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.