Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Велигиной М.А.,
с участием прокурора Соболевского М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурсина В.В., действующего по доверенности в интересах Степановой О.И., о признании недействующим пункта 28 Приложения N1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 N40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" (в редакции решения от 23.09.2014 N81),
установил:
4 апреля 2013 года решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области N40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Ростовского муниципального района.
Решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.09.2014 N81 внесены изменения в указанное решение
Согласно пункту 28 Приложения к решению в отношении земельных участков с разрешенным использованием - для строительства объектов автосервиса, автостоянок, производственных зданий, приема вторсырья, ж/д путей, автодорог, причалов, проездов, баз, складов, аптек, определен коэффициент функционального использования в размере 7,5%.
Представитель Бурсин В.В. в интересах Степановой О.И. обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента применения пункта 28 Приложения к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области N40 (в редакции решения от 23.09.2014 N81).
Административный иск обоснован тем, что оспариваемый пункт Приложения к решению противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и нарушает права заявителя как арендатора..
Представитель административного истца Бурсин В.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Думы Ростовского муниципального района Ярославской области Ганьшина Л.В. возражала против требований. Указала, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством. Основные принципы определения арендной платы были соблюдены. Перед принятием решения Думой был подготовлен технический отчет по определению коэффициентов функционального использования к ставкам арендной платы за земельные участки.
Представитель Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области Морокуев А.В. также возражал против административного иска. Пояснил, что доходность земельного участка определена в его кадастровой стоимости, что учитывалось при определении коэффициентов функционального использования. Установленный в пункте 28 Приложения коэффициент в размере 7,5%, определен с учетом кадастровой стоимости и среднего размера арендной платы земельных участков с данным разрешенным использованием, который сложился до введения в силу новой кадастровой стоимости, т.е. до 1 января 2012 года.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Степанова О.И. является арендатором земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, земли населенного пункта, разрешенное использование - для строительства открытой автостоянки и автомобильной мойки, расположенного по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждены договором N N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договором о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету арендной платы, являющийся приложением к договору аренды земельного участка размер арендной платы определяется, в том числе с учетом коэффициента функционального использования.
4 апреля 2013 года решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области N40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Ростовского муниципального района.
Решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.09.2014 N81 внесены изменения в указанное решение
Согласно пункту 28 Приложения к решению в отношении земельных участков с разрешенным использованием - для строительства объектов автосервиса, автостоянок, производственных зданий, приема вторсырья, ж/д путей, автодорог, причалов, проездов, баз, складов, аптек, определен коэффициент функционального использования в размере 7,5%.
Указанное решение официально опубликовано в газете "Ростовский вестник" N27 от 9.04.2013г., N76 от 30.09.2014г.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое решение Думы Ростовского муниципального района Ярославской области обладает приведенными признаками и является нормативным правовым актом. Нарушений процедуры при принятии решения представительным органом муниципального образования судом не установлено. Решение принято компетентным органом муниципального образования.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Во исполнение требований Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 4 августа 2009 г. (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Пунктом 2.3 данного Порядка предусмотрено определение коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа.
Приведенные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования земельных участков, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, должен отвечать принципу экономической обоснованности арендной платы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Материалы дела не содержат доказательств того, что органом местного самоуправления при определении коэффициента функционального использования в размере 7,5% для земельных участков, предназначенных для строительства объектов автосервиса, автостоянок, учтен принцип экономической обоснованности определения арендной платы.
В обосновании своей позиции административный ответчик представил технический отчет по определению коэффициентов функционального использования к ставкам арендной платы за земельные участки от 2014 года, разработанный МКУ РМР "Агентство земельных правоотношений".
Согласно данному техническому отчету коэффициент функционального использования установлен путем соотношения среднего значения арендной платы за землю в рублях за кв.м. в год и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в рублях за кв.м.
Технический отчет не содержит обоснование и расчет среднего значения арендной платы в рублях за кв.м. в год. Отсюда, проверить правильность установленных в таблице таких показателей невозможно.
Указанный недостаток не был устранен и путем допроса в качестве свидетеля ФИО3 - специалиста, одного из авторов отчета.
Кроме того, формула расчета годовой арендной платы, установленная пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает применение удельного показателя кадастровой стоимости как самостоятельной величины при расчете годовой арендной платы.
Формула предусматривает также использование коэффициента функционального использования. При этом указанный Порядок предписывает определять этот коэффициент на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа), т.е. критерии определения коэффициента свидетельствуют, что этот коэффициент является экономической составляющей формулы расчета годовой арендной платы.
Из технического отчета следует, что формула расчета коэффициента не предусматривает использование данных критериев, а исходит исключительно из повторного использования удельного показателя кадастровой стоимости земли и ставки арендной платы на землю.
Таким образом, в техническом отчете установленный коэффициент функционального использования в размере 7,5% не нашел своего экономического обоснования.
Заложенный на основе технического отчета коэффициент функционального использования земельного участка без соблюдения принципа экономической обоснованности свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также Порядку определения арендной платы земли на территории Ярославской области, имеющих большую юридическую силу.
Оспариваемое решение представительного органа муниципального образования нарушает права заявителя на справедливый и обоснованный расчет коэффициента функционального использования, влечет для него завышенный размер арендной платы.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (пукнт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца с момента его принятия, то с указанного времени он должен быть признан недействующим.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу в средстве массовой информации - газете "Ростовский вестник".
Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать пункт 28 Приложения N1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 N40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" (в редакции решения от 23.09.2014 N81) недействующим с момента принятия решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.