Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.
судей областного суда Усенко О.А., Стус С.Н.
при секретаре Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко О.А.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 24 ноября 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Трусовского района города Астрахани в интересах Ульяновой Л.А., Ульянова А.А., Ульянова М.А. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Трусовского района г.Астрахани обратился в суд с иском в интересах Ульяновой Л.А., Ульянова А.А. и Ульянова М.А. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в обоснование требований указав, что Ульяновой Л.А. на праве собственности принадлежало жилое помещение, квартира N, расположенная по адресу: "адрес". Кроме нее в данном жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживали ее сын Ульянов А.А. и внук Ульянов М.А ... 11 февраля 2013 года в многоквартирном жилом доме "адрес" произошел пожар, вследствие которого заключением городской межведомственной комиссии от 30 апреля 2013 года N 2 и распоряжения администрации города Астрахани N 370-р от 17 июня 2013 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г.Астрахани от 12 августа 2015 года N 5234 Ульянова Л.А. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с составом семьи 3 человека. До настоящего времени жилое помещение Ульяновым не предоставлено, они проживают по договору найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: "адрес". Обращаясь в суд, прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Ульяновой Л.А. на состав семьи 3 человека вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора Трусовского района г.Астрахани Агаев Д.Т., Ульянова Л.А., Ульянов А.А., действуя также в интересах несовершеннолетнего сына Ульянова М.А., поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования "Город. Астрахань" в судебном заседании не участвовал.
Представители третьих лиц управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань" Хомутова А.П., жилищного управления администрации МО "Город Астрахань" Богданова О.А. возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО "Город Астрахань" Умерова Ю.А. оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены. На администрацию муниципального образования "Город Астрахань" возложена обязанность предоставить Ульяновой Л.А. на состав семьи три человека (она, сын Ульянов А.А., внук Ульянов М.А.), вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, в черте г.Астрахани, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Астрахань" ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, мотивировав тем, что у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку предоставление жилого помещения в связи с признанием принадлежащего Ульяновой Л.А. объекта недвижимости непригодным для проживания должно осуществляться в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у истцов либо путем выкупа, либо по соглашению им может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом стоимости в выкупную цену.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Астрахань" Тырнову А.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Бурхетьеву Е.М. и истца Ульянову Л.А., возражавших против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Статья 40 Конституции Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу приведенных норм возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) устанавливается при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ульянова Л.А. на основании договора передачи N от 17 мая 1996 года является собственником жилого помещения квартиры N, расположенной по адресу: "адрес" (л.д.22), где состоит на регистрационном учете вместе с сыном Ульяновым А.А. и внуком Ульяновым М.А. (л.д. 23-25).
11 февраля 2013 года в указанном многоквартирном доме произошел пожар(л.д. 28). Иного жилья Ульянова Л.А. не имеет, проживает в настоящее время по договору найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: "адрес" (л.д.17-21).
Заключением городской межведомственной комиссии N 2 от 30 апреля 2013 года многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.36-39).
Распоряжением администрации города Астрахани от 17 июня 2013 года N 370-р признанный аварийным указанный жилой дом определен к сносу, установлен срок отселения граждан до 01 июля 2014 года (л.д. 40).
Согласно постановлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" N 5234 от 12 августа 2015 года семья Ульяновой Л.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда с составом семьи 3 человека (л.д. 41).
20 августа 2015 года Ульянова Л.А. обратилась к начальнику жилищного управления администрации города Астрахани с заявлением о предоставлении ей жилого помещения на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 26).
Из ответа жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 31 августа 2015 г. следует, что вопрос отселения будет решаться в рамках статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 27).
Поскольку семья истца признана малоимущей, то есть неспособной на свои личные средства приобрести жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку Ульянова Л.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, жилое помещение, в котором она проживает, пострадало от пожара, расположено в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем Ульяновы имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Что касается довода апелляционной жалобы ответчика о применении при разрешении данного спора требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то он не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку является необоснованным.
Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, озаглавленной "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд", регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
Никаких доказательств, необходимых для применения положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, представителем ответчика суду не предоставлено, в связи с чем ссылку о применении этой нормы нельзя признать правильной.
Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Ульяновой Л.А. по договору социального найма жилое помещение вне очереди соответствующими требованиям жилищного законодательства, поскольку органом муниципальной власти не исполнена конституционная обязанность по обеспечению нормальных жилищных условий истцов, лишившихся единственного жилища в результате наступления вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющих возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Астрахани от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.