Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Малиновской А.Л. и Жилкиной Е.В.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова Е.Н. к ГУ МВД России по Иркутской области об обязании восстановить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата изъята" ,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по Иркутской области - Андриянова А.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Данилов Е.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Иркутской области об обязании восстановить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата изъята" .
В обоснование исковых требований указал, что с "дата изъята" по "дата изъята" он проходил службу в органах внутренних дел. В "дата изъята" , являясь (данные изъяты), он написал рапорт о постановке на очередь как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. В тот период времени он не имел жилого помещения ни в собственности, ни по договору найма. В "дата изъята" состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии, по итогам которой он был поставлен на очередь, о чем ему лично заместителем по личному составу сообщено.
С момента образования Восточно-Сибирского регионального управления по организованной преступности (ВС РУОП) он был переведен в данную организацию на должность (данные изъяты). После трудоустройства в ВС РУОП он обращался к председателю жилищно-бытовой комиссии РУБОПа с рапортом о постановке его в очередь как ранее состоящего по другому месту работы. Ему сообщили, что внесут в очередь, согласно данных личного дела. Периодически все сотрудники ВС РУБОП, состоящие на очереди, и в том числе Данилов Е.Н. приносили справки об отсутствии недвижимости, которые сдавались в жилищно-бытовую комиссию организации. Таким образом, он был уверен, что является очередником на получение жилого помещения как нуждающийся в нем. До момента увольнения он не был обеспечен жильем.
В конце 2014 года он обратился к ответчику с просьбой сообщить ему номер очереди и получил ответ, что в ГУ МВД РФ по Иркутской области отсутствуют сведения и документы, свидетельствующие о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает, что его конституционные права нарушены, до настоящего времени он не имеет собственного жилого помещения, ему приходится проживать в квартире на условиях найма. Со ссылкой на ст. 6 Жилищного кодекса РФ, ст. 31 ЖК РСФСР, ст. 12 ГК РФ просит удовлетворить заявленные требования.
Судом к участию в деле привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании истец Данилов Е.Н. и его представитель Подзина А.Л. исковые требования поддержали. Представитель ответчиков Андриянов А.В. исковые требования не признал.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 01.10.2015 исковые требования Данилова Е.Н. удовлетворены. На ГУ МВД России по Иркутской области возложена обязанность восстановить Данилова Е.Н., (данные изъяты) в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата изъята" .
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Андриянов А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что законодательством был установлен определенный порядок, в соответствии с которым сотрудник принимался на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом из ответов жилищно-бытовой комиссии ОМОН ГУ МВД России по Иркутской области, жилищно-бытовой комиссии оперативных подразделений, Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Иркутской области усматривается, что сведения об учетных данных по заявителю Данилову Е.Н. отсутствуют. Кроме того, в представленных ответчиком книгах учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сведения о Данилове Е.Н. также отсутствуют. Таким образом, судом необоснованно вынесено решение только на основании объяснений самого Данилова Е.Н. и показаний свидетелей, в то время как показания свидетелей не являются достаточными доказательствами для удовлетворения исковых требований. Иных доказательств истцом не представлено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Подзина А.Л. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда на основании п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Согласно ст.ст. 30, 31 ЖК РСФСР, в редакции, действовавшей на дату, указанную истцом в качестве даты подачи рапорта для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, было определено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Согласно ст. 49 ЖК РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещения в РСФСР.
Согласно указанным Правилам ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (Приложение N 3).
В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Приказом МВД РФ от 05.01.1996 N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", в связи с изменением норм правового регулирования в системе жилищных отношений, вызванных введением новых форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере, источников получения жилых помещений, а также с целью упорядочения учета и устранения недостатков в распределении жилой площади, в расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел предписано Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД России в установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - органы власти) сроки производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем. Руководствоваться при постановке на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставлении им жилых помещений действующими законодательными, иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах ЖБК указывать конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений. Вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте. Включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме. Осуществлять учет сотрудников, перемещаемых по службе в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы. Завести в органах внутренних дел компьютерный индивидуальный учет сотрудников МВД России, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, который осуществлять по прилагаемой форме.
Приказом МВД РФ от 27.07.2004 N 345 в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел Российской Федерации утверждено Положение "О деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади" (далее Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Согласно п. 3 Положения, учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (п.3.)
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п.4 Положения).
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.7 Положения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Данилов Е.Н. с "дата изъята" по "дата изъята" проходил службу в органах внутренних дел РФ, с "дата изъята" по "дата изъята" - в ОМОН УВД Иркутской области, с "дата изъята" по "дата изъята" - в Восточно-Сибирском региональном управленим по борьбе с организованной преступностью при ГУБОП МВД РФ.
Уволен из органов внутренних дел по ст. 19 п "В" (по выслуге лет дающих право на пенсию).
По информации ЖБК ОМОН ГУ МВД России по Иркутской области, ЖБК оперативных подразделений, а также Центральной ЖБК ГУ МВД России по Иркутской области, сведений об учетных данных по заявителю Данилову Е.Н. не имеется.
В Книгах учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сведения о Данилове Е.Н. отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Данилова Е.Н. о восстановлении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата изъята" , суд первой инстанции исходил из того, что истец в период прохождения службы в органах внутренних дел нуждался в обеспечении жилым помещением и на день увольнения жильем обеспечен не был. Объяснениями истца и свидетельскими показаниями подтверждается, что с "дата изъята" он был поставлен в установленном порядке законом порядке (на основании своего рапорта с документами, подтверждающими нуждаемость в жилом помещении) в ЖБК ОМОН МВД РФ на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, при переходе на иную работу в той же местности - ВС РУБОП при ГУБОП МВД РФ, свою нуждаемость в жилом помещении повторно подтвердил (писал рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и был поставлен на такой учет). Также материалами дела подтверждается факт утраты учетного дела на Данилова Е.Н. в связи с ликвидации в 2002 ВС РУБОП, поскольку ответчиком доказательств иного суду не представлено.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласить не может, поскольку они сделаны без учета требований вышеприведенных норм права, а установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, являются недоказанными.
Удовлетворяя иск, суд не учел, что исходя из вышеприведенных норм права, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть подтверждена решением жилищно-бытовой комиссии, а при его утрате иными письменными доказательствами, свидетельствующими о принятии такого решения, показаниями свидетелей такие обстоятельства доказываться не могут.
В материалах дела не имеется ни одного письменного доказательства, подтверждающего обращение истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с приложением необходимых документов, принятие положительного решения жилищно-бытовой комиссией, включение истца в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включение в список очередников при ежегодной перерегистрации.
При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении исковых требований Данилова Е.Н. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 октября 2015 года по данному делу отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Данилова Евгения Николаевича к ГУ МВД России по Иркутской области об обязании восстановить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата изъята" оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи А.Л. Малиновская
Е.В. Жилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.