Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,
при секретаре Шовкоплясе А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Администрации муниципального образования "город Свирск" об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлова Р.С. на решение Иркутского областного суда от 28 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Администрацией муниципального образования "город Свирск", с учетом уточнений, заявлено требование о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" в части определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми "номер изъят" в размере их рыночной стоимости, установленной на основании отчета независимого оценщика от "дата изъята".
В заявлении от "дата изъята" Администрация муниципального образования "город Свирск" заявила об изменении предмета заявленных требований, просила признать незаконными решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята"; восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в соответствии с кадастровой стоимостью, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции от 05 мая 2014 года).
В обоснование заявленных требований Администрацией муниципального образования "город Свирск" указано, что общество с ограниченной ответственностью "Актех-Байкал" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- "номер изъят", общей площадью 3 308,07 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят"
"адрес изъят";
- "номер изъят", общей площадью 40 236,29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят";
- "номер изъят", общей площадью 19 929,17 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят".
Кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки
земель населенных пунктов на территории Иркутской области", в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года N 239- пп, в размере (данные изъяты). Земельные участки отнесены к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), для них определен удельный показатель кадастровой стоимости в размере (данные изъяты).
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, Общество с ограниченной ответственностью "Актех-Байкал" обратилось в Общество с ограниченной ответственностью "ЮристЪ-Сервис", которое определило рыночную стоимость земельных участков в размере (данные изъяты).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена в размерах, равном их рыночной стоимости.
По мнению Администрации муниципального образования "город Свирск" рыночная стоимость объектов недвижимости существенно занижена, поэтому заявлены требования о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области.
В судебном заседании член Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Филиппова Е.И. полагала заявленные требования необоснованными; представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Константинова Ю.М. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, как по существу, так и по мотиву пропуска установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования "город Свирск" отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлов Р.С. ставит вопрос об отмене решения суда, с установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере, установленном экспертным заключением от "дата изъята". Считает, что срок подачи заявления в суд заявителем не пропущен, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Актех-Байкал" решение суда полагает законным и обоснованным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя Администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлова Р.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Общества с ограниченной ответственностью "ЮристЪ-Сервис" Кошкиной Е.Г., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Судом установлено, что решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков установлена в размере равном их рыночной стоимости.
Как усматривается из материалов дела, в заседании комиссии принимала участие представитель Администрации муниципального образования "город Свирск" Бережных Е.Н., которая возражала против определения кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, однако доказательств иной рыночной стоимости не представила. Решения комиссии были приняты и оглашены в ее присутствии. Следовательно, Администрация муниципального образования "город Свирск" узнала о нарушении своего права "дата изъята".
Решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявление об оспаривании решений Комиссии подано Администрацией муниципального образования "город Свирск" в суд за пределами трехмесячного срока, установленного законом.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО "Актех-Байкал" в размере их рыночной стоимости, определена Комиссией по рассмотрению споров без нарушения порядка и процедуры рассмотрения заявления и по существу установленная решением комиссии рыночная стоимость подтверждена заключением судебной экспертизы.
С выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Администрацией муниципального образования "город Свирск", судебная коллегия соглашается.
Довод апелляционный жалобы о том, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, был исследован судом и обосновано им отвергнут, поскольку пятилетний срок для обращения в суд предусмотрен для споров о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. А для оспаривания решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установлен трехмесячный срок, так как результаты определения кадастровой стоимости уже пересмотрены комиссией, а в данном деле оспаривается лишь решение комиссии.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Обсуждая довод заявителя апелляционной жалобы, заявленный в суде апелляционной инстанции о том, что решение суда подлежит отмене ввиду того, что дело подлежало прекращению в силу части 3 статьи 194 КАС РФ (на основании части 2 статьи 128 КАС РФ), Судебная коллегия исходит из того, что решением суда отказано в удовлетворении заявленных требований, тем самым права административного истца данным решением не нарушены, а правильное по существу решение суда первой инстанции в соответствии с ч.5 статьи 310 КАС РФ не может быть отменено по формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иркутского областного суда от 28 августа 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлова Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Л.В. Гусарова
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.