Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,
при секретаре - Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Быкова И.В., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Быковой В.И. к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы,
по апелляционной жалобе Быкова И.В., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Быковой В.И. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 октября 2015 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Быкова И.В..".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Быкова И.В. - Атемаскиной И.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быков И.В., действующий в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Быковой В.И. обратился в суд с административным иском к мэрии г.о.Тольятти о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований указано, что 07.06.2011 Быков И.В. с составом семьи из 2 человек, он и его супруга Быкова Е.И., признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках соответствующей подпрограммы ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы. Впоследствии в учетные данные о составе семьи Быкова И.В. внесены изменения, включена дочь Быкова В.И., 18.03.2014 года рождения. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 14.08.2015 N5884-р/5 Быков И.В. с составом семьи из 3 человек снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, на основании пп. "б" п. 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что на момент признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, до рождения 18.03.2014 дочери, семьи Быкова И.В. была обеспеченна общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, ввиду приобретения 07.12.2012 квартиры общей площадью 31,2 кв.м. Истец считает распоряжение незаконными, поскольку оснований для исключения его семьи из списка нуждающихся в жилом помещении не имелось, поскольку на момент подачи заявления в орган местного самоуправления и необходимых документов его семья соответствовала требованиям, предусмотренным п. 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования".
Ссылаясь на указанные обстоятельства административный истец просил суд признать незаконными распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 14.08.2015 N5884-р/5 и обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить истца с составом семьи из 3 человек в списках молодых семей - претендентов на получение социальных выплат с учетом номера очереди на момент принятия решения об исключении его из списка очередности.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Быков И.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В заседании судебной коллегии представитель Быкова И.В. - Атемаскина И.В. (по доверенности), доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель мэрии г.о. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила), в которых законодатель установилусловия, при которых молодая семья может быть участником программы.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что 07.06.2011 Быков И.В. с составом семьи из 2 человек (он и его супруга Быкова Е.И. (добрачная фамилия Сухачева) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках соответствующей подпрограммы ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
Впоследствии в учетные данные истца о составе семьи внесены изменения, включена дочь Быкова В.И., 18.03.2014 года рождения.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 14.08.2015 N5884-р/5 Быков И.В. с составом семьи из 3 человек снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, на основании пп. "б" п. 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ввиду обеспеченности жилым помещением свыше установленных норм предоставления и постановки на учет.
Судом установлено, что 07.12.2012 Быков И.В. и Сухачева Е.И. на основании договора купли-продажи приобрели в общую совместную собственность квартиру по "адрес", общей площадью 31,2 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.12.2012 серии N. Таким образом, истец самостоятельно улучшил свои жилищные условия, приобретя квартиру по вышеуказанному адресу, обеспеченность общей площадью жилого помещения из расчета на 2 человек в период с 11.12.2012 по 18.03.2014 (до рождения дочери Быковой В.И.) превысила учетную норму 12 кв.м и составила 15,6 кв. м.
В мэрию г.о.Тольятти с заявлением о внесении изменений в учетные сведения об изменении жилищных условий Быков И.В. не обращался, документы, подтверждающие произошедшие изменения, не представлял.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая административный спор и отказывая Быкову И.В. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что не сообщение сведений об изменении жилищных условий с 11.12.2012 имело целью необоснованное нахождение его семьи в соответствующей очереди семей-претендентов на получение социальной выплаты, и повлекло за собой необоснованное сохранение номера очередности, в нарушение прав остальных участников подпрограммы, действовавших в соответствии с законом, поскольку право состоять на учете могло быть реализовано в заявительном порядке только после рождения дочери, то есть после 18.03.2014.
При таких обстоятельствах Быков И.В. с составом семьи из 3 человек обоснованно снят с учета нуждающихся в жилом помещении, поскольку в декабре 2012 года утратил право на получение жилого помещения, ввиду чего оснований для восстановления его в списках очередников не имеется, в силу чего решение об отказе в удовлетворении заявления Быкова И.В. является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы Быкова И.В., приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что на момент подачи заявления в орган местного самоуправления и необходимых документов его семья соответствовала требованиям, предусмотренным п. 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", не могут быть приняты во внимание, поскольку условия, при которых семья, состоящая из 2 человек, поставлена на учет по улучшению жилищных условий, после приобретения в декабре 2012 года в собственность квартиры отпали, так как на каждого проживающего в квартире стало приходиться более 12 кв. м общей площади.
Доводы жалобы об отсутствии обязанности предоставления в мэрию г.о.Тольятти информации об изменениях жилищных условий, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.05 N 139-ГД "О жилище", в случае если в составе сведений, представленных заявителем и членами его семьи при принятии на учет, произошли изменения, указанные граждане обязаны представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае уполномоченный орган должен осуществить проверку обоснованности отнесения указанных граждан к нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом вновь представленных документов.
После утраты нуждаемости в декабре 2012 года Быков И.В. имел право повторно обратиться в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы, подтверждающие такую нуждаемость.
По существу, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в административном исковом заявлении, которые проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быкова И.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.