Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Шилова А.Е., Вачковой И.Г.,
при секретаре Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе П. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 30 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностных лиц Военного комиссариата Самарской области.
В обоснование заявленных требований указал, что является полковником в отставке, ранее проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ, получает пенсию в соответствии с ФЗ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении военнослужащих ... ".
Приказом (по личному составу) МО СССР от 07.05.1989 N 0321 назначен на должность начальника оперативно-разведывательного отделения - заместителя начальника штаба 1401 Управления Авиации 1 ВА с меньшим должностным окладом.
В нарушение ст. 30 (ч. 4) "Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР", утвержденного постановлением СМ СССР от 18.03.1985 N 240, в боковике (пояснении) к пункту 10 приказа о его назначении указано основание, которое не предусмотрено данной нормой, что привело к нарушению его права на исчисление пенсии из предыдущего оклада, согласно действующему законодательству РФ.
Согласно Указанию МО РФ от 02.12.2000 N 173/2/1139 в ранее изданные приказы, в которых неправильно указаны основания переводов, вносятся изменения на основании представлений с "ходатайством", которые оформляются военным комиссариатом, согласно заявлений офицеров запаса, не имеющих статуса "военнослужащий", так как на основании только обращения офицера запаса изменения уполномоченным должностным лицом не вносятся.
Для внесения изменений в приказ необходимо представление военного комиссариата, для чего истец обратился с заявлением к начальнику отдела военного комиссариата Самарской области (ВКСО) по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов о возбуждении ходатайства и направления в адрес уполномоченного лица представления для внесения изменения в ранее изданный приказ с изложением в новой редакции основания назначения "по возрасту". Начальник отдела ВКСО по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов направил проект представления для внесения изменения в ранее изданный приказ. Однако из ВКСО материалы были возвращены с отрицательным заключением.
Считает, что в отсутствие полномочий должностные лица ВКСО рассмотрели его заявление по существу, необоснованно не направив его в адрес Министерства обороны Российской Федерации.
В настоящее время приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.10.2011 N 1818 установлено, что приказы по личному составу в Вооруженных силах издает только сам Министр обороны Российской Федерации.
Ссылаясь на данные обстоятельства, П. просил суд признать неправомерными действия должностных лиц ВКСО, возвративших его заявление без ответа и проект представления для внесения изменений в ранее изданный приказ, обязать ВКСО направить представление с ходатайством в адрес Министерства обороны РФ для внесения изменений в боковик пункта 10 приказа МО СССР от 07.05.1989 N 0321 в части, касающейся назначения, указав: "Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с пунктом 60 постановления СМ СССР от 10.11.1982 г. N 986", взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., расходы на оформление нотариально удостоверенной доверенности в размере 1 000 руб., и расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 30 октября 2015 года административное исковое заявление П. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе П. просит решение отменить как незаконное, ссылаясь на неправильную оценку судом установленных обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права, постановить по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель П. - адвокат Воронина Е.И. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат Самарской области" Сачкова Е.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель отдела военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что приказом Министра обороны СССР (по личному составу) N 0321 от 07.05.1989 г. полковник П. командир 398 вертолетного полка 13 отдельной десантно-штурмовой бригады 1 Воздушной Армии освобожден от занимаемой должности и назначен начальником оперативно-разведывательного отделения - заместителем начальника штаба 1401 Управления Авиации (35 Армии) 1 Воздушной Армии, ВУС-0602002 на низшую должность по деловым качествам.
П. получает пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
02.12.2000 г. Министром обороны РФ издано указание N 173/2/1139, согласно пунктам 1 и 3 которого назначение офицеров на воинские должности, предусмотренные абзацем вторым подпункта "а" пункта 9 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, производить в соответствии с пунктом 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237, на основании рапортов военнослужащих приказами по личному составу командиров (начальников), которым предоставлено право осуществлять назначение на соответствующие воинские должности, с оформлением необходимых пояснений к пунктам приказов. Копии приказов приобщать в личные дела военнослужащих (п. 1).
Внесение изменений в ранее изданные приказы о перемещении офицеров в порядке, указанном в пункте 1 настоящих указаний, производить с 20 ноября 1995 г. - даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 20.11.1995 N 1134, а в приказы, изданные до 20.11.1995 г. - только офицеров в воинском звании "полковник", ему равном и выше, переведенных по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет и имевших ко дню перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, на основании рапортов военнослужащих (п. 3).
22.06.2015 г. П. обратился к начальнику отдела ВКСО по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов с заявлением о возбуждении ходатайства и направления в адрес уполномоченного лица представления для внесения изменения в ранее изданный приказ с изложением в новой редакции основания назначения "по возрасту".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1).
03.07.2015 г. начальником отдела военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам по обращению П. подготовлено представление о внесении изменений в пункт 10 приказа Министра обороны СССР (по личному составу) N 0321 от 07.05.1989 г., которое с приложением документов направлено в военный комиссариат Самарской области.
В заключении Врио начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Самарской области от 14.08.2015 г. указано на отсутствие оснований для сохранения за Петровским С.П. права на исчисление пенсии исходя из оклада по летной должности в соответствии с положениями Постановления Правительства СМ СССР N 986 от 10.11.1982 г., поскольку он был перемещен на нелетную должность по деловым качествам, а не по возрасту.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определяет условия и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Согласно статье 43 названного Закона пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Основанием для исчисления пенсии в указанном порядке является выписка из приказа (копия приказа) по личному составу о перемещении офицера по соответствующим причинам, которая приобщается в их личные дела. При этом в пояснениях (боковиках) данных приказов должно быть оговорено о сохранении права офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, которую он занимал до перевода или перемещения, указываются тарифный разряд и оклад по этой воинской должности, а также делается ссылка на постановление Правительства Российской Федерации, установившее такой порядок исчисления пенсии.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N 986, действовавшего на период назначения П. на другую должность, лицам офицерского состава, переведенным по возрасту непосредственно с летной работы на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели право на пенсию по выслуге, в последующем, при увольнении с действительной военной службы, пенсии могут исчисляться из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, и оклада по воинскому званию на день увольнения.
Из материалов дела следует, что приказом Министра обороны СССР от 07.05.1989 г. N 0321 (по личному составу), с которым заявитель был ознакомлен своевременно и его законность в период службы не оспаривал, полковник П. перемещен с летной воинской должности "Командир 398 вертолетного полка" на нелетную воинскую должность с меньшим должностным окладом "Начальник оперативно-разведывательного отделения - заместитель начальника штаба 1401 Управления авиации 1 Воздушной армии" по деловым качествам.
Вместе с тем, право на исчисление пенсии из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до перевода, законодатель установилтолько для офицеров, перемещение которых имело место "по возрасту" либо "по состоянию здоровья".
Судом установлено, что согласно аттестации на полковника П., командира 398 вертолетного полка 1 Воздушной Армии, за период с апреля 1986 года по январь 1989 года, аттестационной комиссией было принято решение о том, что П. занимаемой должности командира вертолетного полка не соответствует и целесообразно назначить с понижением.
Согласно пункту 30 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 г. N 240, перемещение лиц офицерского состава с высших должностей на низшие может производиться: а) при сокращении штатов; б) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в) на должности с меньшим объемом работы, исходя из политических, деловых и моральных качеств; г) в порядке дисциплинарного взыскания в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР или по ходатайству товарищеского суда чести офицеров; д) по возрасту или по семейным обстоятельствам, - с согласия военнослужащего.
Принимая во внимание, что перевод П. на нелетную должность с меньшим должностным окладом имел место не по возрасту либо состоянию здоровья истца, а по деловым качествам, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований к удовлетворению заявленных им требований не имеется.
Сам по себе факт направления начальником отдела военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам представления с ходатайством о внесении изменений в пункт 10 приказа Министра обороны СССР (по личному составу) N 0321 от 07.05.1989 г., не свидетельствует о безусловном праве П. на внесение изменений в данный приказ.
Выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям приведенного выше законодательства.
Доводы апелляционной жалобы П. о том, что заявление о внесении изменений в приказ подлежало направлению военным комиссариатом Самарской области в адрес Министра обороны РФ, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку оснований для направления представления с ходатайством о внесении изменений в п. 10 приказа Министра обороны СССР (по личному составу) N 0321 от 07.05.1989 г. не имеется.
Доводы апелляционной жалобы П. о том, что на его обращение военным комиссариатом Самарской области ему не дан письменный ответ, являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, в связи с обращением П. с заявлением о внесении изменений в ранее изданный приказ МО СССР от 07.05.1989 г. N 0321 военным комиссариатом Самарской области составлено заключение об отсутствии оснований для внесения изменений в данный приказ, с которым заявитель ознакомлен.
Несогласие с содержанием ответа не является основанием для удовлетворения требований заявителя.
Иных доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебного разбирательства, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.