Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хаваева А.Г. и Хираева Ш.М., при секретаре М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ГЗМ в интересах ГД к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан о признании права на получение государственного жилищного сертификата и взыскании стоимости жилья по государственному жилищному сертификату и судебных расходов по апелляционной жалобе представителя истца ГЗМ на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К.,
объяснения
представителя третьего лица ГКУ РД "ЦЕНТР ГО и ЧС" ТРН возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ГЗМ в интересах ГД обратился в суд с исковым заявлением к Правительству РД, Министерству финансов РД о признании права ГД с членами семьи на получение государственного жилищного сертификата, как семьи пострадавших граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (пожар от "дата" в "адрес" РД), взыскании стоимости жилья по государственному жилищному сертификату в размере 2088000 рублей и судебных расходов в размере 30000 рублей.
В обоснование требований указывается, что ГД и члены его семьи в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
До пожара семья ГД имела в собственности жилой дом, который являлся для них единственным жильем, общей площадью 38,5 кв.м., которого они лишились в результате пожара, происшедшего "дата".
Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от "дата" N на территории МО " "адрес"" введен режим чрезвычайной ситуации.
Глава администрации СП "сельсовет Шауринский" "адрес" РД утвердил "дата" Акт обследования жилого дома на основания заявления истца.
Поступившие на основании распоряжения Правительства РФ от 22.12.2010 N2365-р на ликвидацию последствий пожара в "адрес" в республиканский бюджет 70 млн.рублей распоряжением Правительства РД от "дата" N-р "О распределении средств, выделенных администрации МО "адрес" РД на ликвидацию последствий пожара, произошедшего в "адрес"" направлены Минстрою РД для зачисления их на именные блокированные счета лишившихся жилья 111 граждан, согласно приложению.
Причинение ущерба в результате стихийного бедствия подтверждается соответствующими актами обследования, проведенного представителями как сельской, так и районной администраций, справками Отдела по делам ГО ЧС администрации "адрес" и ГС ЧС Республики Дагестан. Ими были своевременно представлены в отдел ГОЧС администрации МО " "адрес"" документы для включения в списки пострадавших от пожара.
Согласно постановлению главы администрации МО " "адрес"" предусмотрено оказание помощи в соответствии с Порядком оказания помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром на территории МО " "адрес"" от "дата": единовременная материальная помощь в размере 20 000 рублей на каждого; единовременная финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на семью за полностью или частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации.
Как видно из указанного Акта по результатам обследования "дата", установлена принадлежность дома ГД и его уничтожение "дата" с имуществом в результате чрезвычайной ситуации.
Незаконные действия (бездействие) ответчиков привели к неполучению им финансовой помощи в возмещение ущерба, оказываемой лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий. Истцы по вине органов и должностных лиц, на которых лежала обязанность обеспечить выплаты, не были своевременно включены в список лиц, для которых запрашивались средства из резервного фонда Правительства России.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ не определяет сроки, в течении которого непосредственно сам гражданин должен обратится с заявлением о возмещении ущерба. Нарушенное право может быть восстановлено так же путем взыскания средств в размере выплачиваемых государством в счет погашения именного государственного сертификата. Истец в настоящее время лишен возможности реализации, предусмотренного ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ возмещения ущерба по распоряжению Правительства РФ от 22.12.2010 N2365-р, в связи с чем суммы возмещения ущерба подлежат взысканию с Правительства РД в лице Министерства финансов РД за счет казны РД.
Согласно приказу Минрегионразвития РФ от 08.04.2013 N 413 стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату, подлежащая возмещению за счет казны РД в сумме 2088 000 рублей, рассчитывается: 18 х 23200 руб. х 5 чел. где 18 кв.м - норматив общей площади жилья каждому из истцов по сертификату, 23 200 рублей - возмещаемая стоимость 1 кв.м общей площади жилья, 5- количество лиц в семье, имеющих право на возмещение.
Финансовое обеспечение установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов РФ. Министерство финансов РД является органом исполнительной власти, главным распорядителем бюджетных средств региона (п.п. 1-4 Положения о Министерстве финансов РД, утвержденном постановлением Правительства от 30.04.2010 N115). Согласно п. 25 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам России, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982, размер компенсации бюджету субъекта России за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с п, 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 с учетом пункта 18 Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, на дату подачи заявки.
В суде представитель истца ГЗМ исковые требования поддержал и пояснил, что истец своевременно не обращался в судебные органы, полагая, что он включен в дополнительный список. Районная администрация, от которой они в сентябре 2013 г. получили единовременную материальную помощь в 20 000 рублей, уверяла, что истцу будет возмещен ущерб.
Представители лиц, участвующих в деле - Правительства РД, Министерства финансов РД и ГКУ РД "ЦЕНТР ГО и ЧС" исковые требования не признали, пояснив, что ими обязательства перед пострадавшими от пожара "адрес" РД выполнены, все пострадавшие по представленным администрацией "адрес" РД спискам компенсацию получили.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель истца ГЗМ В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Возражения на апелляционную жалобу не поданы.
В связи с наличием спора о праве судебной коллегией гражданское дело и апелляционная жалоба рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в апелляционном порядке в отсутствие надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания лиц, участвующих в деле - истца ГД Правительства РД, Министерства финансов РД.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с абзацем первым ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании классификации, содержащейся в постановлении Правительства РФ от 21.03.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В п. 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством РФ принято постановление от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Пунктом 1 названного постановления для граждан РФ, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов, которые (сертификаты) выдаются на основании решения Правительства РФ (абзац 2 п. 1 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561).
Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абзац 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561).
Утраченное жилое помещение должно являться для них единственным.
В соответствии с абзацем 1 п. 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Согласно п. 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10.07.1995 списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденные решением исполнительного органа субъекта РФ, являются основанием для их получения у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта РФ.
Для включения в названные списки граждане, лишившиеся жилых помещений в результате стихийных бедствий, должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, а также справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункты 2, 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10.07.1995).
Таким образом, при наличии условий выдачи государственного жилищного сертификата, установленных п. 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561, обязательным условием реализации права на его получение является обращение граждан, лишившихся жилого помещения, в органы исполнительной власти с соответствующим заявлением, к которому должны быть приложены все необходимые документы.
Реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер.
В силу п. 7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РД от 21.12.2009 N 459 бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти Республики Дагестан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение в частности: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета - до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на семью); выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.
Согласно п. 25 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.11.2008 N 832), размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 с учетом п. 18 настоящего Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, на дату подачи заявки.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервною фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (действовавшим до 28.02.2014) и постановлением Правительства РД от 21.12.2009 N 459 "Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" при отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти субъектов РФ, администрации муниципальных районов и городских округов не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РД и Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ должен представить обосновывающие документы, в противном случае вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства РФ по ГО ЧС контроль над исполнением указанного поручения Правительства РФ прекращается.
Таким образом, указанными постановлениями регламентированы вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий, определены сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, обязанность по представлению обосновывающих документов в установленный срок, в случае нарушения которых вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается.
Материалами дела установлено, что в "адрес" Республики Дагестан "дата" произошло чрезвычайное стихийное бедствие - пожар, приведший к уничтожению жилых построек. Сторонами не оспаривалось, что в результате пожара пострадало 347 человек (111 семей).
Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от "дата" N протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от "дата" N на территории МО " "адрес"" введен режим чрезвычайной ситуации.
Комиссией администрации СП МО "сельсовет Шауринский" домовладение истца было обследовано, составлен акт без даты о том, что огнем полностью уничтожены жилой дом и имущество (л.д. 15).
Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2010 N 2365-р бюджету Республики Дагестан оказана финансовая помощь за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 70 млн. рублей для ликвидации последствий пожара, произошедшего "дата" в "адрес" РД.
Во исполнение указанного распоряжения Минстрою РД на основании распоряжения Правительства РД от 27.04.2011 N 85-р направлены денежные средства в сумме 70 млн. руб. для зачисления их на именные блокированные счета граждан, открытые в кредитных учреждениях. В приложенном к распоряжению списку данных граждан, истец не значится.
Как следует из материалов дела, в том числе из переписки истца с органами местного самоуправления и государственными органами, истец о нарушении своих прав и законных интересов узнал еще до апреля 2012 года.
Так, в обращении главе администрации МО " "адрес"" от "дата" истцом указывается, что он не числится в списках пострадавших от пожара граждан и выражается просьба в решении данного вопроса, иначе он будет вынужден обратиться в суд за защитой нарушенных прав (л.д. 41).
Также в письменном ответе на обращение истца начальником ГУ МЧС России по РД КНМ от "дата" N, приложенном истцом к материалам искового заявления, указывается, что документы, подтверждающие ущерб, причиненный гражданам в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, списки пострадавших граждан составляются комиссиями администраций органов местного самоуправления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. При этом истец и члены его семьи в списках пострадавших граждан, представленных администрацией МО " "адрес"", не значатся (л.д. 45).
Однако несмотря на эти обстоятельства, в нарушение требований ст. 196 ГК РФ, он обратился в суд только в сентябре 2015 г., то есть по прошествии более 4-х лет со дня чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.ст. 195, 196, 200 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец ГД зная о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, не обратился в установленный законом срок за защитой своего права.
Исходя из ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, факт пропуска без уважительных причин срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. При этом обязанность доказывания начала течения этого срока, а также уважительности причин его пропуска лежит на заявителе.
О наличии оснований к восстановлению пропущенного срока на обращение в суд, с заявлением истец не обращался и на них не ссылался.
Доводы истца о том, что он до обращения в суд неоднократно обращался в органы местного самоуправления и органы государственной власти не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.
Также судебная коллегия учитывает и то, что получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Данных об обращении истца с заявлением о выдаче жилищного сертификата в органы исполнительной власти суду не представлено. Как не представлено и доказательств того, что установленный порядок истцом не был соблюден по уважительной причине.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ГЗМ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.