Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Чубукова С. К.
судей Бусиной Н. В., Костогладовой О. Г.
при секретаре Рогожиной И. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика- администрации Бийского района Алтайского края
на решение Бийкого районного суда Алтайского края от 14 октября 2015года по делу по иску Ососкова Сергея Владимировича к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения администрации незаконным, признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ососков С. В. является собственником жилого помещения, расположенного в "адрес", в котором фактически проживает. Зарегистрирован по месту жительства по "адрес".
В период чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, имевшего место в мае -июне 2014года на территории Алтайского края, жилой дом по "адрес" попал в зону наводнения, в связи с чем требуется проведение капитального ремонта.
Заявление Ососкова С. В. о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения оставлено без удовлетворения со ссылкой на п. 2 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17.06.2015, а именно в связи с проведением капитального ремонта дома.
Полагая данное решение незаконным поскольку ремонт жилого помещения не произведен, Ососков С. В. обратился с иском о признании решения межведомственной комиссии об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года от ДД.ММ.ГГ ***, признании за ним право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года по "адрес"
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика- администрации Бийского района, возражавших против удовлетворения требований, указав в представленном отзыве на то, что в соответствии с контрактом, заключенным между АКГУП "данные изъяты"" и ООО "данные изъяты" на выполнение работ для государственных нужд от ДД.ММ.ГГ, указанное Общество выполняет аварийно -восстановительные работы по многоквартирным домам, в том числе и по спорному жилому помещению. Полагают, что истцом выбран неверный способ защиты, поскольку при принятии решения об отказе в удовлетворении заявления истца, администрация Бийского района и межведомственная комиссия исходили из прямого указания нормативного акта, а именно Постановления Администрации Алтайского края N 234 от 17.06.2015, в связи с чем, Осокову С. В. необходимо оспаривать Порядок, установленный данным Постановлением.
Решением Бийского районного суда от 14 октября 2015года, с учетом определения суда об исправлении описки от 03 декабря 2015 года, исковые требования Ососкова С. В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГ, принятое на заседании Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года об отказе Ососкову С. В. во включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес" поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
На Администрацию Бийского района возложена обязанность провести повторное рассмотрение заявления Ососкова С. В. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года и принять соответствующее решение в десятидневный срок.
На Администрацию Бийского района возложена обязанность сообщить об исполнении решения суду и Ососкову С. В. в течение десяти дней.
В удовлетворении остальной части требований Осокову С. В. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик -администрация Бийского района просит об отмене решения суда, принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, пострадавшего в результате паводка, имевшего место в мае -июне 2014года, указано на отсутствие со стороны суда всесторонней оценке основанию отказа истца во включении и в список граждан на получение указанной выплаты, поскольку жилой дом по "адрес" включен в список домов, подлежащих капитальному ремонту в порядке, установленном постановлением администрации Алтайского края от 2312.2014 N 576.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица АКГУП "данные изъяты", которые могли дать пояснения и представитель доказательства, подтверждающие выполнение капительного ремонта квартиры истца
Также указано на избрание истцом неверного способа защиты, поскольку при принятии решения об отказе в удовлетворении заявления истца, администрация Бийского района и межведомственная комиссия исходили из прямого указания нормативного акта, а именно Постановления Администрации Алтайского края N 234 от 17.06.2015, в связи с чем, Осокову С. В. необходимо было оспаривать Порядок, установленный данным Постановлением.
В связи с проведением капитального ремонта жилого помещения, принадлежащего истцу, межведомственная комиссия, а также администрация г. Бийска не должна была рассматривать наличие или отсутствие других условий, дающих право на включение в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, в связи с чем, полагают необоснованным вывод суда об отсутствии проверки соответствия заявителя требованиям, предусмотренным п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений.
В суде апелляционной инстанции Ососков С. В. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что истец Ососков С. В. является собственником квартиры "адрес", попавшего в зону подтопления в период поводка, имевшего место в мае- июне 2014года.
На основании ст. 254 ГПК РФ, действовавшей на момент рассмотрения спора судом, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02 2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Частью 1 ст.18 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
При этом под поврежденным жилищным фондом по смыслу названных Правил понимаются жилые помещения и (или) общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, поврежденные в результате паводков и требующие проведения капитального ремонта (п.2 Правил).
Согласно подп. "а" п.7 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Пунктом 8 Правил установлено, что финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
В целях реализации настоящих Правил постановлением Администрацией Алтайского края от 23.12.2014 N576 утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, который определяет процедуру выделения средств и условия проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, в том числе и жилых помещений.
Пунктом 4 настоящего Порядка определено, что перечень работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Средства на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда перечисляются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда (п.7 Порядка).
Основанием для перечисления средств индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда является выполнение ими условий заключенных с органами местного самоуправления городского округа, муниципального района договоров на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и (или) многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (п.8 Порядка).
В целях определения правил выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
При этом действие настоящего Порядка не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка" (п.2 Порядка).
Обращаясь в суд с настоящим иском и требуя признать незаконным решение межведомственной комиссии Администрации Бийского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении в список граждан-получателей социальных выплат, Ососков С. В. ссылалась на то, что капитальный ремонт его квартиры в рамках постановления Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 не произведен, в связи с чем он имеет право на получение социальных выплат в рамках указанного выше Постановления.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, в виду отсутствия доказательств проведения капитального ремонта в жилом помещении, принадлежащем истцу в соответствии с постановлением администрации Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года "Об утверждении порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы об обратном находит несостоятельными.
Исходя из бремени доказывания, установленного ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции в порядке подготовки дела к судебному разбирательству предлагалось Администрации Бийского района представить доказательства проведения капитального ремонта спорного жилого помещения в соответствии с постановлением администрации Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года, что отражено в определении судьи от ДД.ММ.ГГ.
В обосновании возражений по заявленным требованиям ответчиком представлен отзыв со ссылкой на заключение Администрацией Бийского района муниципального контракта с АКГУП "данные изъяты" на проведение аварийно- восстановительных работ и капитального ремонта объектов, перечень которых указан в приложении к контракту, а также акты о приемке выполненных работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в отношении поврежденного жилого дома (муниципальной квартиры), расположенного по адресу: "адрес".
Вместе с тем, из представленных актов следует, что в соответствии с договором подряда субподрядчиком ООО " "данные изъяты" был произведен комплекс неотложных аварийно-восстановительных работ по ремонту "адрес", а также работы по ремонту полов, потолков, стен и фасадов жилого дома, устройству отмостки.
Сведений о проведении работ по капитальному ремонту жилого помещения истца, представленные стороной ответчика акты выполненных работ не содержат.
Из представленного администрацией Бийского района муниципального контракта, заключенного ДД.ММ.ГГ с АКГУП "данные изъяты" следует, что указанное учреждение, согласно п.1.1. контракта приняло на себя обязательства по выполнению функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов, в том числе двухэтажного девятиквартирного дома по "адрес".
Вместе с тем стороной ответчика доказательств, свидетельствующих о выполнении работ в соответствии с условиями указанного контракта, не при рассмотрении дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств проведения капитального ремонта в спорном жилом помещении и наличии у администрации обязанности провести повторное рассмотрение заявления истца о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечение к участию в дело АКГУП "данные изъяты" в целях получения сведений по факту осуществления аварийно-восстановительных работ в квартире истца являются необоснованными поскольку оснований, предусмотренных ст.43 ГПК РФ для привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица судебная коллегия не усматривает, так как оспариваемым решением вопрос о правах и обязанностях данного лица не разрешался. ПРи этом судебная коллегия учитывает, что ответчиком не представлено доказательств невозможности истребования необходимых для рассмотрения дела доказательств, подтверждающих проведение капитального ремонта спорного жилого помещения из АКГУП " "данные изъяты", с которым, как указывалось выше, заключен контракт на выполнение функций технического заказчика.
Кроме того, администрация Бийского района не лишена была возможности провести обследование жилого помещения, принадлежащего истцу, в рамках рассмотрения данного гражданского дела в целях опровержения его доводов о непроведении ремонта и подтверждения законности оспариваемого им решения.
При отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих проведение капитального ремонта в принадлежащем истцу жилом помещении, оспариваемое решение межведомственной комиссии не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителей на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, исследованных судом первой инстанции, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Бийского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.