Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года по делу
по иску Дешевых В. А., Дешевых Н. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шепелева А.С., Дешевых К. В. к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района о признании незаконным решения в части определения суммы социальной выплаты, признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дешевых В.А., Дешевых Н.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шепелеву А.С., Дешевых К.В., обратившись суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование указывали, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" по ? доли каждый, в котором и проживают. В мае-июне 2014г. на территории ряда района Алтайского края, в том числе и Бийского района, в результате обильного паводка произошла чрезвычайная ситуация. Жилой дом истцов попал в зону подтопления, был поврежден, в результате чего ему требуется капитальный ремонт.
Истцы обращались в администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка. Межведомственной комиссией администрации Бийского района истцы были включены в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта. Управлением социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району им была предоставлена социальная выплата "данные изъяты" рублей, из расчета "данные изъяты" руб.
С таким решением комиссии и размером выплаты истцы не согласны, поскольку сумма социальной выплаты не соответствует площади поврежденного жилого помещения, находящегося в собственности. Сумма социальной выплаты должна составлять "данные изъяты" рублей, из расчета общей площади жилого дома "данные изъяты" кв.м. х "данные изъяты" руб.
В этой связи истцы просили признать решение межведомственной комиссии Администрации Бийского района *** от ДД.ММ.ГГ о включении их в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года незаконным в части определения суммы социальной выплаты в размере "данные изъяты" руб.; признать за ними право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, исходя из общей площади "данные изъяты" кв.м.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГ, Межведомственной комиссии администрации Бийского района об определении Дешевых В. А., Дешевых Н. А., Шепелеву А.С., Дешевых К. В. суммы социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
За Дешевых В. А., Дешевых Н. А., Дешевых К. В., Шепелевым А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженцем г.Бийск Алтайского края признано право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, находящегося по "адрес" в размере "данные изъяты" руб.
На Администрацию Бийского района возложена обязанность провести повторное рассмотрение заявления Дешевых В.А., Дешевых Н.А., Дешевых К.В., Шепелеву А.С. о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения и принять соответствующее решение в десятидневный срок, о чем сообщить в течение десяти дней суду.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Бийского района Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что согласно техническому паспорту жилой дом по "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., состоит из подвала - кочегарка общей площадью "данные изъяты", из нее подсобная - "данные изъяты" кв.м., и первого этажа общей площадью "данные изъяты" кв.м. Кочегарка согласно данным технического паспорта, а так же по своим техническим характеристикам, не относится к жилым помещениям. Выплата на проведение капитального ремонта поврежденного жилищного фонда носит компенсационный характер и не преследует цель полной компенсации затрат собственника на восстановление жилого помещения. По мнению автора жалобы оспариваемая выплата должна рассчитываться без учета подсобных помещений жилого дома.
В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Дешевых В.А. и Дешевых Н.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, находя решение районного суда законным и обоснованным. Просили оставить решение суда без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав истцов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствие частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что жилой дом по адресу "адрес" принадлежит истцам на праве общей долевой собственности в равных долях - по ? доли каждому.
Указанный жилой дом был поврежден в результате паводка.
Истцы на момент паводка проживали и были зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом доме.
Согласно акту обследования индивидуального жилого дома, поврежденного в результате паводка, составленному ДД.ММ.ГГг. межведомственной комиссией в указанном жилом доме в результате паводка образовались повреждения: деформация фундамента, повреждение полов, штукатурка осыпалась, плитка отошла, двери разбухли, деформированы дверные проемы. Дом признан требующим проведения капитального ремонта.
Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту - Порядок).
Согласно п.4 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно п.7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;
б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
Истцы обратились в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по "адрес", предоставив все необходимые документы.
Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года *** от ДД.ММ.ГГ истцы были включены в указанный список.
Согласно п.5 Порядка предоставления гражданам социальных выплат размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет "данные изъяты"9 тыс. рублей.
ДД.ММ.ГГ Управлением социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району истцам перечислена сумма социальной выплаты в размере "данные изъяты" руб., из расчета от "данные изъяты" кв.м.
Определяя размер социальной выплаты ответчик исходил из площади жилого дома за вычетом площади подсобных помещений 46 кв.м. На этой же позиции настаивал ответчик в суде первой инстанции, и дублирует ее в апелляционной жалобе.
Между тем, судебная коллегия согласиться с доводами апелляционной жалобы согласиться не может.
Вопреки позиции администрации Бийского района размер выплаты рассчитывается исходя из площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах.
При этом в подпункте "б" пункта 3 Порядка дано определение: поврежденный жилищный фонд - площадь или часть площади жилых помещений, поврежденных в результате паводка и требующих проведения капитального ремонта.
То есть Порядок не предусматривает необходимости выделения подсобных или иных помещений из объема расчетов социальной выплаты, указывая лишь, что она рассчитывается исходя из площади поврежденного жилищного фонда
Согласно свидетельствам о регистрации прав истцов на спорный жилой дом, а так же техническому паспорту на данное жилое помещение его общая площадь составляет "данные изъяты" кв.м., из них жилая - "данные изъяты" кв.м., подсобная - "данные изъяты" кв.м.
И при этом в акте обследования индивидуального жилого дома, поврежденного в результате паводка, составленном ДД.ММ.ГГг. межведомственной комиссией отражена площадь жилищного фонда, требующая капитального ремонта - "данные изъяты" кв.м.
Следовательно, районный суд пришел к обоснованному выводу о нарушении прав истцов определением им социальной выплаты исходя из площади поврежденного жилищного фонда в "данные изъяты" кв.м., поскольку приведенными доказательствами подтверждено их право на получение такой выплаты исходя из площади "данные изъяты" кв.м. (учитываются только полные квадратные метры).
В этой связи суд обоснованно признал оспариваемое решение межведомственной комиссии незаконным и признал право истцов на получение социальной выплаты исходя из площади поврежденного жилищного фонда в "данные изъяты" кв.м.
Позиция ответчика, изложенная в апелляционной жалобе, является несостоятельной, поскольку противоречит вышеприведенным положениям Порядка.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
Между тем, судебная коллегия находит, что районный суд необоснованно применил при разрешении данного спора положения Кодекса административного судопроизводства РФ.
Так, согласно разъяснений Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N7-ВС-7105/15 дела о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки, о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки; о признании недействительным (незаконным) отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения рассматриваются в исковом порядке.
Исходя из изложенного, принимая во внимание характер возникшего между сторонами спора, а также предмета искового заявления, настоящий спор подлежал разрешению в исковом порядке, в связи с чем ссылка суда первой инстанции при вынесении судебного постановления на нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является необоснованной.
Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (ст.56 ГПК РФ).
В данном случае обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения спора, являются установление факта повреждения жилого помещения истца в результате паводка в мае-июне 2014 года и требующего капитального ремонта, а также принятие уполномоченным органом мер к реализации мероприятий, связанных с капитальным ремонтом жилищного фонда.
Судебная коллегия отмечает, что признание судом права истцов на получение социальной выплаты исходя из площади поврежденного жилищного фонда в 152 кв.м. (в сумме в размере 744 800 руб.) само по себе восстанавливает права истцов, поскольку является основанием для выплаты им недоплаченной суммы (разницы между полагающейся суммой 744 800 руб. и выплаченной суммой 519 400 руб.).
В этой связи возлагать на ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления истцов о предоставлении социальной выплаты не требовалось. Соответственно отсутствует и предусмотренная КАС РФ необходимость сообщать суду об исполнении этого требования.
Поскольку на правильность решения суда по существу данное обстоятельство не повлияло, судебная коллегия полагает возможным не изменяя решения суда исключить из его резолютивной части абзацы 4-5.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года абзацы 4 и 5.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.