Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Третьяковском районе Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 22 октября 2015 года по делу
по иску Снегирева М.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Третьяковском районе Алтайского края о признании права на досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Снегирев М.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Третьяковском районе Алтайского края о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование исковых требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что имеет стаж работы на должностях, работа в которых является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа.
В специальный трудовой стаж не включены периоды работы Снегирева М.В. в должности машиниста буровой установки: в Шемонаихинской геологоразведочной экспедиции с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (4 года), так как данная должность не предусмотрена Списком 2 от 1956 года; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (2 года 8 месяцев 19 дней), так как не представлен документ, подтверждающий занятость непосредственно на полевых геологических работах; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ 3 месяца 13 дней), так как отсутствуют отчисления страховых взносов в пенсионное страхование РФ.
Стаж работы в ОАО "Рудно-Алтайская экспедиция" засчитан истцу с применением пп.6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то есть в стаж включены только периоды нахождения истца непосредственно на полевых геологоразведочных работах общей продолжительностью 1 год 6 месяцев 23 дня, в то время, как истец обратился за назначением пенсии по п.п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда. Считает, что исключение времени отдыха из льготного стажа при вахтовом режиме работы при назначении пенсии незаконно, стаж работы истца в ОАО "Рудно-Алтайская экспедиция" составляет не 1 год 6 месяцев 23 дня, а 4 года 9 месяцев (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ).
Истец считает отказ в назначении страховой пенсии необоснованным и незаконным. Он достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж более 25 лет, стаж работы на работах с тяжелыми условиями труда составляет более 12 лет и 6 месяцев, поэтому полагает, что ему должна быть назначена страховая пенсия досрочно.
С учетом уточнения истец просил суд: признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии периоды работы: в Шемонаихинской геологоразведочной стационарного круглогодичного действия экспедиции, в Шемонаихинской геологоразведочной стационарного круглогодичного действия партии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в Шемонаихинской геологоразведочной стационарного круглогодичного действия партии и АО "Агат" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в ОАО "Рудно-Алтайская экспедиция" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии со дня его обращения в ГУ Управление ПФР в Третьяковском районе; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на уплату государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей, расходы по составлению искового заявления в сумме "данные изъяты" рублей, расходы за участие представителя в судебном заседании в сумме "данные изъяты" рублей.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Снегирева М.В. удовлетворены частично.
Судом постановлено признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Третьяковском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** п 2 в части не включения в специальный стаж Снегирева М.В. периодов его работы в качестве машиниста буровой установки с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ в Третьяковском районе Алтайского края включить в стаж работы с тяжелыми условиями, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы Снегирева М.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, в должности машиниста буровой установки:
- в Шемонаихинской геологоразведочной стационарной круглогодичного действия экспедиции "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- в Шемонаихинской геологоразведочной стационарной круглогодичного действия партии "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- в Шемонаихинской геологоразведочной стационарной круглогодичного действия партии "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- в Шемонаихинском геологопромышленном предприятии "Шемонаиха" "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- в Геолого-промышленном предприятии "Шемонаиха" "адрес"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- в Акционерном обществе открытого типа "Агат" "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, что составляет 6 лет 8 месяцев 19 дней.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в "адрес" Алтайского края в пользу Снегирева М.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей, а также расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления и представительство в суде в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в части включения в льготный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности машиниста буровой установки, поскольку истцом не представлены доказательства работы в указанной должности на полевых геолого-разведочных, поисковых, топоргафо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах.
В судебном заседании истец Снегирев М.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор по существу, правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального права, оценив по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Решение суда обжалуется только в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца работы с тяжелыми условиями, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Шемонаихинской геологоразведочной стационарной круглогодичного действия партии "адрес" и АООТ "Агат" "адрес" в должности машиниста буровой установки, поэтому в иной части его законность и обоснованность судебной коллегией не проверяется.
На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частями 2-4 ст. 30 указанного закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из буквального толкования приведенной правовой нормы следует, что периоды работы лица, имеющего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут засчитываться в специальный стаж на соответствующих видах работ по его выбору лица, то есть как настоящим законом, так и ранее действовавшим законодательством, регулирующим пенсионные правоотношения.
В соответствии с подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом II "Геолого-разведочные работы" предусмотрены должности "бурильщики", "помощники бурильщиков".
Списком N 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, исключен раздел "Геолого-разведочные работы", а должность "Машинисты буровых установок" отнесена к подразделу 2010100а-13590 раздела I "Горные работы".
Вместе с тем, положениями ст.12 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации установлено, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах т в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах и имеют общих трудовой стаж, указанных в ст. 10 Закона.
Положения приведенной правовой нормы не связывают право лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с какой-либо профессией.
Достаточным основанием для включения в специальный стаж лица является выполнение работ, указанных в данной норме.
Обстоятельства того, что организация, в которой истец в спорный период осуществлял свою трудовую деятельность, находилась на территории Республики Казахстан, не свидетельствуют об отсутствии у него права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, так как из содержания ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", ратифицированного Российской Федерацией, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из материалов дела, истец в спорный период занимал должность машиниста буровой установки в Шемонаихинской геологоразведочной стационарной круглогодичного действия партии г. Шемонаиха и АООТ "Агат" г. Шемонаиха.
Как правильно указано судом первой инстанции, из содержания трудовой книжки истца, наименования организации, усматривается, что Снегирев М.В. в спорный период работал соответственно в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, то есть на работах, наделяющих его правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по включению данного периода в специальный стаж истца.
При этом из материалов дела следует, что истцом работа в Шемонаихинской геологоразведочной стационарной круглогодичного действия партии "адрес" и АООТ "Агат" "адрес", выполнялась постоянно.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
На основании ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд руководствовался п.п. 6 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в то время как доводы жалобы основаны на п.п.2 ч.1 названной статьи, которая предусматривает наличие у лица права на досрочное назначение трудовой пенсии по иным основаниям.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Третьяковском районе Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 22 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.