Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Александровой Н.А.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Сиразевой Н.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Султанова А.Ф., Султановой А.Ф. на решение Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от " ... ", которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Султанова А.Ф. и Султановой А.Ф. к Администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан о признании незаконным акта органа местного самоуправления и восстановления в списках участников целевой программы на обеспечение жильем - отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Султанов А.Ф. и Султанова А.Ф. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан о признании незаконным акта органа местного самоуправления и восстановления в списках участников целевой программы на обеспечение жильем. Требования мотивированы тем, что их семья в составе двух человек была признана участником Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", они состояли на учете в - администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан. В соответствии с поданными документами их семью включили в список молодых семей, подавших заявления для участия в указанной программе. Письмом от " ... " " ... " ответчик поставил их в известность об исключении из списка участников мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на " ... " на основании протокола комиссии по реализации указанной программы от " ... "г., который им предоставлен не был. В обоснование исключения их семьи из списка подпрограммы администрацией Краснокамского района было указано, что их семья утратила основание, дающее право па получение социальной выплаты, поскольку суммарная площадь приходящего на одного члена семьи превышает учетную норму. Однако их семья, состоящая из пяти человек, проживает по месту регистрации, по адресу: " ... ", иным объектом недвижимости не обладает. " ... " ими был заключен договор целевого денежного займа с ФИО6 сроком на " ... " лет на сумму " ... " руб. Указанные денежные средства были направлены па строительство жилого дома, находящегося по адресу: " ... ". Указанное жилье на кредитные денежные средства было приобретено в тот момент, когда их семья отвечала всем требованиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и состояла в списке ее участников, однако в силу недостаточного софинансирования, социальная выплата ими получена не была. Впоследствии, на объект недвижимости ими было получено свидетельство о регистрации права " ... ", но в связи с невыполнением ими обязательств по возврату заемных средств ФИО5 обратился в суд с иском о признании права собственности на указанное домовладение. Исковые требования взыскателя были удовлетворены, по решению суда собственником домовладения является ФИО6 Просят признать незаконным и отменить решение об исключении их семьи из списка участников подпрограммы и обязать администрацию муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан восстановить их семью - в списках участников целевой программы на обеспечение жильем в той же хронологической последовательности, в которой находились ранее.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Султанова А.Ф., Султановой А.Ф., ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не учел, тот факт, что их не известили об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на " ... " Суд не принял во внимание, что решение об аннулировании записи регистрации права собственности на жилой дом по адресу: " ... ", было вынесено " ... " Кроме того, семья Султановых по адресу: " ... ". не проживает, соответственно, указанным домом не пользуются, то есть на момент исключения из указанной программы, семья Султановых, состоящая из " ... " человек, проживала по месту регистрации, по адресу: " ... ".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Султанова А.Ф., его представителя ФИО7, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
В соответствии со статьей 1 Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 1 статьи 2 названного Кодекса порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частями 4 и 5 указанной статьи, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Разрешая спор по существу, суд, руководствовался Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением " ... " к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на " ... ", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на " ... " годы".
Пунктом 6 вышеуказанных Правил установлены требования к участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Согласно п.6 Правил Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п.7. Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до " ... ", а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после " ... " по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилок помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семь собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намеренИз материалов дела усматривается, что " ... " семья Султановых была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список участников мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" в соответствии с представленными документами, на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от " ... "г. " ... " для предоставления заявки на подтверждение потребности использования бюджетных средств Администрацией муниципального района Краснокамский район РБ была уточнена нуждаемость в улучшении жилищных условий участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище". В ходе уточнения выявлено следующее (л.д. 17,18).
Согласно выпискам из ЕГРП от " ... "г. " ... " у Султанова А.Ф. имеется жилой дом, общей площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... ", принадлежащий ему на праве собственности, дата государственной регистрации " ... "г. Суммарная площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи Султановых составляет " ... " кв.м., что превышает учетную норму, установленную решением Совета муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан от " ... " " ... " "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" в размере " ... " кв.м. (л.д. 19-20).
Решением комиссии по реализации республиканской Программы государственной поддержки молодых, семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на " ... " от " ... " семья Султанова А.Ф. исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" (л.д. 21-23).
Решение Нефтекамского городского суда от " ... " об аннулировании записи регистрации, признании права собственности на дом, расположенный по адресу: " ... ", дело " ... " вступило в законную силу " ... ", то есть после исключения семьи Султановых из списка участников вышеуказанной подпрограммы (л.д. 7-8).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к обоснованному выводу, что решение органа местного самоуправления об исключении семьи Султановых из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище", является законным, так как обеспеченность членов семьи истца на момент принятии решения об исключении была выше установленной учетной нормы.
Принимая решение в указанной части суд, верно исходил из того, что на день уточнения списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на " ... " семья Султановых перестала соответствовать требованиям, установленным пунктом 6 Порядка формирования органами местного самоуправления списка молодых семей, в частности, подпункту "б", что и послужило основанием для исключения семьи из указанного списка.
С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что решение Администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан об исключении семьи Султановых из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на " ... " является правомерным.
Довод апелляционной жалобы Султанова А.Ф., Султановой А.Ф. о том, что суд не учел, тот факт, что их не известили об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на " ... " г., не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку данное обстоятельство не влияет на правильность вывода суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения от " ... " об исключении Султановых из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на " ... "., было вынесено решение от " ... " об аннулировании записи регистрации права собственности за Султановым А.Ф. на жилой дом по адресу: " ... ", не имеет правового значения, поскольку на тот момент решение суда еще не вступило в законную силу.
Иные доводы апелляционной жалобы в целом направлены на иную правовую оценку выводов суда первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемое решение судебная коллегия считает законным и обоснованным. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Султанова А.Ф., Султановой А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Н.А. Александрова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Хайруллин А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.