Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2015 года апелляционную жалобу Щекота Н. И. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2015 года по административному делу N 2-3067/2015 по административному иску Щекота Н. И. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения администрации района, обязании восстановить права.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца Щекота Н.И,, её представителя Ерофеева К.Б., действующего на основании ордера от 14 октября 2015 года, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щекота Н.И. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга N ... от "дата"; обязать администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга включить Щекота Н.И. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В обоснование административного иска указала, что относится к категории граждан из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В "дата" прибыла в Санкт-Петербург из " ... " в целях получения высшего образования. Проживает по адресу: "адрес".
На обращение Щекота Н.И. в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, администрация района ответила отказом.
Административный истец полагал, что такое решение администрации района является незаконным, нарушает ее права и законные интересы.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене решения с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Административный ответчик своего представителя, с полномочиями, оформленными в соответствии с требованиями ст.55 КАС РФ, в судебное заседание не направил, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая административный иск Щекота Н.И., суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку административный истец не проживает на территории Санкт-Петербурга, постоянно зарегистрирован в "адрес", то у органов исполнительной власти Санкт-Петербурга не возникло обязательств по жилищному обеспечению данного лица.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением " ... " районного суда " ... " от "дата" Щ., приходящаяся административному истцу матерью, признана недееспособной.
Щекота Н.И. на основании постановления главы администрации " ... " от "дата" N ... передана под опеку П., проживающей по адресу: "адрес" (л.д. " ... ").
Указанным постановлением за административным истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В последующем постановлением администрации " ... " от "дата" N ... полномочия опекуна переданы Х., проживающей по адресу "адрес".
Согласно выписке из ЕГРП от "дата" административному истцу на праве собственности принадлежит " ... " доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Основанием для возникновения права собственности на указанную квартиру на стороне административного истца стало свидетельство о праве на наследство по закону от "дата" (л.д. " ... ").
Кроме этого собственниками имущества являются Щ. ( " ... " доли), П. ( " ... " долей).
Щекота Н.И. "дата" обратилась в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Решением комиссии администрации "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" административному истцу отказано во включении в названный список.
Основанием отказа послужило то обстоятельство, что Щекота Н.И. постоянно зарегистрирована в другом субъекте Российской Федерации по адресу: "адрес".
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 вышеупомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Согласно материалам дела, сведения об отце Щекота Н.И. внесены со слов матери, мать - Щ. признана недееспособной.
С "дата" административный истец зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: "адрес" (л.д. " ... ").
В постановлении главы администрации " ... " от "дата" N ... за административным истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
По достижении возраста 18 лет, административный истец ( "дата") добровольно реализовала свое право на свободу выбора места жительства и вселилась в квартиру по адресу: "адрес" (л.д. " ... ").
Из пояснений административного истца, свидетельства о регистрации по месту пребывания N ... (л.д. " ... "), справки из СЗФ РПА Минюста России от "дата" (л.д. " ... "), следует, что Щекота Н.И. прибыла в Санкт-Петербурге для целей получения высшего образования.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должно признаваться, по общему правилу, местом устройства указанных лиц в зависимости от формы устройства и воспитания, предусмотренной Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Местом устройства Щекота Н.И. под опеку являлся "адрес".
Указанное место выбрано административным истцом по достижении возраста 18 лет в качестве места своего жительства.
При этом проживание в Санкт-Петербурге, поскольку мотивировано исключительно получением высшего образования, не может быть определено как проживание по постоянному месту жительства.
Административный истец на момент обращения в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга проживал в Санкт-Петербурге временно - на период получения образования.
Установленные фактические обстоятельства позволяют судебной коллегии придти к выводу о правильности принятого административным ответчиком решения . Поскольку административный истец не имеет места жительства на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга по смыслу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, то оснований для включения её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга не имелось.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушения прав административного истца и законности оспариваемого решения, то не имелось и оснований для возложения на администрацию района обязанности по включения Щекота Н.И. в соответствующий список.
Кроме этого, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец не лишена права требовать жилищного обеспечения мо месту своего постоянного проживания - "адрес".
Доводы апелляционной жалобы о невозможности проживания по адресу постоянной регистрации в "адрес" не могут свидетельствовать о незаконности отказа Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, обусловленного исключительно отсутствием постоянного места жительства у Щекота Н.И. в Санкт-Петербурге. Данный вопрос подлежит разрешению компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства административного истца.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щекота Н. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.