Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) в составе председательствующего Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Шадриной Л.Е. при секретаре Ноговицыной Е.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Якутске
20 января 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца Чистоедова Д.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года, которым по делу по иску Слепцовой Н.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в постановке на учет, о возложении обязанности включить в единый реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, судом
постановлено:
В удовлетворении иска Слепцовой Н.Н. к Окружной администрации города Якутска об обязании включить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., судебная коллегия
установила:
Слепцова Н.Н. обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в постановке на учет, о возложении обязанности включить в единый реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, указывая на то, что она родилась _______ в ... , в семье Е.Н. и Е.А. Отец истца умер 08.01.1985 года, мать - 23.08.1982 года. Истцу был назначен опекун - С., родная сестра матери истца. В настоящее время зарегистрирована по адресу: ... у родственников, фактически проживает в ... Об имеющемся праве о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок-сирота, не знала. При обращении в органы опеки и попечительства о включении в единый реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, ей было отказано, в связи с достижением истцом возраста 23 лет. Просит признать данный отказ незаконным, возложить на ответчика обязанность включить ее в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Чистоедов Д.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Указал, что орган местного самоуправления не произвел необходимые действия по включению Слепцовой Н.Н. в список детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем не была включена в список Министерства образования РС (Я) для включения в республиканский реестр.
Истец и представитель ответчика о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Слепцова (Егорова) Н.Н., _______ года рождения, осталась без попечения родителей в возрасте до 18 лет, поскольку ее мать Е.А. умерла 23.08.1982 года, а отец Е.Н. умер 08.01.1985 года. Данные факты подтверждаются представленными свидетельствами о смерти (л.д. 9).
Решением ******** от 15 января 1985 года N ... истцу назначен опекун С. (л.д. 10).
Согласно заключению N ... -к от 14.08.2015 года Комиссией Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Слепцовой Н.Н. было отказано во включении в реестр на получение жилья в ... ввиду достижения ею 32 лет.
Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из правового смысла ч. 2 ст. 57, подп. 8 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшего до 1 января 2013 года), абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дополнительная гарантия на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялась на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были находиться либо встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Из материалов дела усматривается, что истцу на момент обращения с соответствующим заявлением исполнилось 37 лет. Соответственно, на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного закона он не может обладать вышеуказанным статусом, предусматривающим определенные льготы по улучшению жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы о том, что на учет нуждающихся в жилых помещениях истец не был поставлен по причине неисполнения органами местного самоуправления обязанности по защите его прав как лица, оставшегося без попечения родителей, неразъяснения ему права на обеспечение жильем и необходимости обращения с соответствующим заявлением не являются основанием для отмены решения суда.
Иных причин, по которым Слепцова Н.Н. до 23-летнего возраста не обращалась в уполномоченные органы с целью постановки ее на учет для обеспечения жильем, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел указанной категории, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
Доказательств уважительности и исключительности причин, ранее препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе не имеется, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года по делу по иску Слепцовой Н.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в постановке на учет, о возложении обязанности включить в единый реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, а апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: Л.Е. Шадрина
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.