Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Шадриной Л.Е. при секретаре Васильевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
25 января 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца Поскачина А.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2015 года, которым по делу по иску Закарян А.Б. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Якутске (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, его отмене и признании права на досрочное оформление трудовой пенсии
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении иска Закарян А.Б. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Якутске (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Поскачина А.А., представителя ответчика Васильевой Д.Н., судебная коллегия
установила:
Закарян А.Б. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Якутске (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, его отмене и признании права на досрочное оформление трудовой пенсии, ссылаясь на то, что 19 мая 2015 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии согласно пп. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, в чем было отказано ввиду отсутствия требуемого общего стажа работы. В стаж работы не были включены периоды работы с 12.02.2003 года по 22.04.2009 года, поскольку в указанный период не имел статуса постоянно или временно проживающего на территории РФ иностранного гражданина. Право на временное проживание получил 23.04.2009 года. Между тем с отказом в назначении пенсии не согласен, поскольку полагает, что исчисление стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, должно быть произведено по ранее действовавшему законодательству, а не после 11.02.2009 года, то есть с момента получения разрешения на работу на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика Капитонов Е.В. с исковым заявлением Закарян А.Б. при рассмотрении дела судом первой инстанции не согласился, в представленном отзыве просил отказать в иске, поскольку основанием к отказу в назначении пенсии явилось не отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающее статус Закарян А.Б. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, а отсутствие у него необходимого стажа, из подсчета стажа были правомерно исключены периоды работы с 12.02.2003 года по 22.04.2009 годы.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Поскачин А.А. обратился с апелляционной жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме, указывая на, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указал, что оценка пенсионных прав истца согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года N 2-п, приобретенных им до 23.04.2009 года, возможна по ранее действующему законодательству. Исчисление стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, должно быть произведено по ранее действовавшему законодательству, а не после 23.04.2009 года, то есть с момента получения разрешения на временное проживание в соответствии с действующим законодательством.
Истец о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из копии трудовой книжки, Закарян А.Б., _______ года рождения, уроженец ... , с 23.02.2001 года по 01.11.2001 года; с 12.02.2003 года по 07.08.2008 года; с 08.08.2008 года по 31.12.2010 года работал в качестве ********, ******** (л.д. 20-21).
В период времени с 10.03.2011 года по 01.08.2011 года работал в ******** в качестве ******** (л.д. 21-22).
11 февраля 2009 года Закарян А.Б. выдано разрешение на работу серии N ... сроком до 18.04.2009 года (л.д. 85).
23 апреля 2009 года выдано разрешение на временное проживание сроком до 23 апреля 2012 года (л.д. 49).
18 января 2011 года выдан вид на жительство серии N ... сроком до 20 сентября 2011 года (л.д. 50). Из представленной информации УФМС России по РС (Я) от 10.11.2015 N ... судом установлено, что вид на жительство серии N ... от 18.01.2011 года выдано сроком до 18.01.2016 года (л.д. 97).
С 20 сентября 2011 по 01 апреля 2013 года был зарегистрирован по адресу: ... С 01 апреля 2013 зарегистрирован по адресу: ... , сроком до 18 января 2016 года (л.д. 51).
19 мая 2015 года обратился в ГУ УПФ РФ в г. Якутске (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости досрочно (л.д. 46-48). Решением N 11/15-08-02 от 31 августа 2015 года Закарян А.Б. было отказано в назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого общего стажа работы (л.д. 11).
Из протокола заседания комиссии от 31 августа 2015 года N ... судом установлено, что в страховой стаж засчитаны следующие периоды работы: с 15.05.1978 по 25.06.1980 - служба в рядах Советской Армии; с 13.04.1981 по 24.12.1986; 20.02.1987 по 01.07.1992; с 01.08.1992 по 01.10.1993; с 05.10.1993 по 01.07.1995; 23.02.2001 по 01.11.2001 (РКС); 01.07.2002 по 07.01.2003; с 23.04.2009 по 05.08.2010 (РКС); с 06.08.2010 по 25.08.2010 (РКС); с 26.08.2010 по 27.08.2010; с 28.08.2010 по 31.12.2010 (РКС); с 01.03.2011 по 09.03.2011; с 10.03.2011 по 31.12.2011 (РКС); с 01.03.2012 по 25.12.2012 (РКС); с 01.01.2013 по 17.12.2013 (РКС); с 18.12.2013 по 31.12.2013; с 01.01.2014 по 30.06.2014; с 01.07.2014 по 30.09.2014 (РКС); с 01.12.2014 по 31.12.2014; с 01.01.2015 по 19.05.2015 (РКС) - работа в различных должностях на различных предприятиях.
В страховой стаж не зачтены следующие периоды работы: с 12.02.2003 по 31.12.2003; с 29.09.2004 по 17.11.2004; с 18.11.2004 по 29.12.2005; с 30.12.2005 по 12.02.2006; с 13.02.2006 по 29.10.2006; с 30.10.2006 по 10.11.2006; с 11.11.2006 по 05.11.2007; с 06.11.2007 по 07.12.2007; с 08.12.2007 по 29.12.2007; с 30.12.2007 по 31.12.2007; с 30.01.2008 по 12.01.2009; с 17.01.2009 по 22.04.2009.
Таким образом, при требуемом страховом стаже - 25 лет, стаже в РКС - 11 лет (при возрасте 56 лет 4 месяца), возраста для мужчин - 50 лет истец имеет страховой стаж 22 года 10 месяцев 12 дней, стаж в РКС 5 лет 7 месяцев 8 дней. На момент подачи заявления истцу исполнилось 56 лет (л.д. 5-10).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для включения в страховой стаж и стаж работы в РКС периодов работы до 23.04.2009 года, то есть до даты включения Заказян А.Б. к числе застрахованных лиц путем присвоения статуса временно проживающего на территории РФ иностранного гражданина, у ответчика не имелось, так как его статус, а также законность и постоянный характер пребывания на территории РФ как лица, претендующего на получение досрочной трудовой пенсии по законодательству РФ, по состоянию на указанную дату не были определены.
Выводы суда являются законными и обоснованными.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в РФ из государств - бывших республик СССР, регулируется принятым 13.03.1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, положениями ст. 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу ч. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Абзацем 2 части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрено, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Следовательно, назначение пенсии иностранному гражданину производится только при том условии, если он постоянно проживал на территории РФ. В противном случае право на пенсию у него не возникает (ст. 2 указанного Закона).
Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абз. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").
В силу п. 2 ст. 24 Закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ, Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 года N 958н, при обращении с заявлением об установлении пенсии иностранный гражданин обязан предоставить паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, заявление о фактическом проживании на территории РФ, российскую трудовую книжку установленного образца, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования РФ, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Как подчеркнул Конституционный суд РФ в Определении от 04 марта 2004 года N 146-О, положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания иностранного гражданина на территории РФ и других обстоятельств дела.
Доказательств постоянного проживания истца на территории РФ в период с февраля 2003 года по апрель 2009 года ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для признания решения суда незаконным и необоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Ссылка представителя истца на положения, содержащиеся в Постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, являются необоснованными, поскольку данное Постановление содержит разъяснение о порядке применения ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", предусматривающей порядок оценки пенсионных прав путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, что к настоящему спору неприменимо.
Доводы жалобы на отсутствие оценки судом права на досрочную пенсию по старости по ранее действовавшему законодательству, а после 23.04.2009 года в соответствии с действующим законодательством, нельзя признать состоятельными. В страховой стаж истца не был зачтен период работы с февраля 2003 года по апрель 2009 года в строгом соответствии с вышеуказанными нормами законодательства РФ. Кроме того, из ст. 9 Федерального закона РФ от 03.12.2011 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" следует, что закон вступает в силу с 1 января 2012 года и действие положений п. 6 ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части порядка и случаев применения тарифов страховых взносов распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2015 года по делу по иску Закарян А.Б. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Якутске (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, его отмене и признании права на досрочное оформление трудовой пенсии о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: С.А. Топоркова
Л.Е. Шадрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.