Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре Романовой Е.П.,
с участием прокурора Ефремова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 7.7 Приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов ГО "Жатай" "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай" и за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена" N 2-4 от 24.11.2014г.,
установил:
ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" является арендатором земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Жатай", а именно земельного участка с кадастровым номером ******** площадью ******** кв.м. под размещение топливопровода и земельного участка с кадастровым номером ******** площадью ******** кв.м. под размещение топливопровода. Соответствующими договорами аренды установлен срок аренды земельных участков до 30.07.2023 года. Арендная ставка, установленная договорами - ******** руб./кв.м. 25 ноября 2014 года Окружным советом депутатов Городского округа "Жатай" принято Решение N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай" и за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена". Нормативный акт опубликован в газете "Жатайский вестник". Указанное решение в части установления базовой ставки арендной платы на 2015 год за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автодорог, искусственно созданных водных путей, трубопроводов кабельных, радиорелейных, воздушных линий связи, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта надземных и подземных зданий, строений и сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи в размере ******** руб/кв.м. (п.7.7 Приложения N 1 к решению N 204 от 24.11.2015) оспаривается ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис". В обоснование требований общество ссылается на то, что 05 июня 2015 года в адрес общества поступили счета, согласно которым платеж за аренду земельных участков был увеличен практически в 15 раз. Установление базовой ставки арендной платы в указанном размере истец считает незаконным, поскольку оспариваемая норма противоречит принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельный участок, принципу предсказуемости расчета размера арендной платы и принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы, нарушает законодательство о защите конкуренции, устанавливающее запрет органам власти субъектов принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрет на создание дискриминационных условий.
В судебном заседании представитель административного истца Иванченко Н.Г. поддержала требования и пояснила, что Окружной совет депутатов ГО "Жатай" при разработке базовых арендных ставок должен был, в целях соблюдения принципа экономической обоснованности, определить уровень доходности земельного участка, то есть определить, какой доход приносит хозяйствующему субъекту данный земельный участок, с учетом категории, назначения земельного участка. Кроме того, ответчик при расчете ставки арендной платы должен был учесть, что административный истец является субъектом естественных монополий, его тарифы на услуги регулируются государством. Опровергая довод ответчика о том, что при расчете ставки учитывался уровень инфляции на 2015 года (7,5%) истец указывает, что инфляционные показатели не могут влиять на такой естественный объект, как земельный участок. Кроме того, ссылается на то, что при определении ставки арендной платы ответчик нарушил принцип запрета необоснованных предпочтений, устанавливающий равные ставки аренды для земельных участков одинакового использования. Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков для размещения газопроводов и иных трубопроводов на территории Республики Саха (Якутия) в размере ******** коп.за кв.м. Установленная ответчиком ставка арендной платы за размещение трубопроводов на 1480 раз превышает установленную названным приказом.
Представители Окружного совета Городского округа "Жатай" Брензелеева Е.Н. и Петухова Я.С. требования не признали и пояснили, что Министерством экономического развития Российской Федерации разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017гг., в соответствии с которым уровень инфляции на конец 2014 года составит 7,5%, в связи с чем, ставки арендной платы на 2015 год были увеличены на 7,5% против 2012 года. Решением Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" N 22-6 от 28 декабря 2011 г. "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки на 2012 г., находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай" была утверждена ставка арендной платы за земельные участки с вышеуказанным целевым назначением, находящиеся в кадастровом квартале ******** в размере ******** руб. за кв.м., в кадастровом квартале ******** - ******** за кв.м. Таким образом, был произведен расчет: ******** х 7,5% + ********, где ******** -ставка арендной платы 2012 г.; 7,5% -уровень инфляции на 2015 г. + ******** и определена ставка арендной платы на 2015 год - ******** руб. Представители ответчика пояснили, что с 2012 года до 2015 года ставка арендной платы не изменялась. Несмотря на то, что с 2012 года была установлена ставка арендной платы за земли, арендуемые истцом, в размере ******** руб.за кв.м., арендная плата рассчитывалась до 2015 года исходя из ставки арендной платы, равной ******** руб. за 1 кв.м.
Прокурор полагает, что административное исковое заявление должно быть удовлетворено, поскольку решение в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, а именно определенным постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г. принципам экономической обоснованности размера арендной платы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что между Администрацией МО "Поселок Жатай" и ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" были заключены 31 июля 2003 года два договора аренды: земельного участка с кадастровым номером ******** площадью ******** кв.м. под размещение топливопровода и земельного участка с кадастровым номером ******** площадью ******** кв.м. под размещение топливопровода. Срок аренды земельных участков дополнительными соглашениями установлен до 30.07.2023 года Арендная ставка, установленная договорами - ******** руб/кв.м.
Указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности городского округа "Жатай", о чем свидетельствуют кадастровые паспорта указанных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ; далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Пунктом 1.2 Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Городского округа "Жатай", базовых ставках, льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее Положение) утвержденного решением Окружного совета ГО "Жатай" N 45-6 от 26 ноября 2009 г. предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельных участков, в расчете на год, определяется одним из следующих способов: а) договором аренды и рассчитывается как произведение площади земельного участка на ставку арендной платы, утверждаемую в установленном порядке Окружным Советом депутатов ГО "Жатай"; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
В данной норме сделана оговорка, что указанный пункт применяется с учетом положений п.2.12 настоящего Положения.
В п. 2.12 названного Положения указано, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливается в пределах 1,5% (полутора процентов) кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
До внесения изменений в пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, для применения порядка определения размера арендной платы, установленного этой нормой, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду.
Следовательно, до внесения Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 137-ФЗ, независимо от оснований предоставления в аренду земельных участков, а также земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, является обязательным для сторон.
В настоящее время пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Основным видом деятельности общества, как указано в ЕГРЮЛ, является деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. На арендуемых обществом земельных участках расположен топливопровод, предназначенный для подачи и заправки воздушных судов аэропорта "Якутск" авиационным топливом. Топливопровод протянут от Жатайской нефтебазы до аэропорта "Якутск".
Таким образом, земельные участки обществом используются в целях, необходимых для эксплуатации и содержания объектов воздушного транспорта, то есть земельные участки относятся к землям, предоставленным для нужд организации транспорта, к которым применимы публичные ограничения для обеспечения деятельности предприятия воздушного транспорта.
Пунктом 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 июля 2014 года N 1888-т/1 ЗАО ТЗК "АэропортГСМсервис"включен в перечень субъектов естественных монополий.
В связи с указанным, суд приходит к выводу о том, что земельные участки, арендуемые обществом, являются ограниченными в обороте.
Решением Окружного Совета ГО "Жатай" от 26.11. 2009 г. утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай", базовых ставках, льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
25 ноября 2014 года Окружным советом депутатов Городского округа "Жатай" принято Решение N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай" и за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена". Нормативный акт опубликован в газете "Жатайский вестник" и на официальном информационном портале РС(Я) www.sakha.gov.ru.
Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным в установленном законом порядке.
Пунктом 7.7. названного решения установлена ставка арендной платы на 2015 год за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автодорог, искусственно созданных водных путей, трубопроводов кабельных, радиорелейных, воздушных линий связи, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта надземных и подземных зданий, строений и сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи в размере 14,8 руб./кв.м. (п.7.7 Приложения N 1 к решению N 204 от 24.11.2015).
Оспаривая указанный пункт, административный истец исходит из того, что арендодатель, Администрация ГО "Жатай", рассчитала арендную плату за использование земельных участков, исходя из установленного пунктом 7.7 размера базовой ставки арендной платы, и предъявила требования об уплате платы в размере, определенном в соответствии с указанным пунктом.
Между тем, земельные участки, арендуемые обществом являются ограниченными в обороте и арендная плата за их использование устанавливается и рассчитывается в пределах, установленных пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в размере, определенном п. 2.12 Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Городского округа "Жатай", базовых ставках, льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее Положение) утвержденного решением Окружного совета ГО "Жатай" N 45-6 от 26 ноября 2009 г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что общество в данном случае оспаривает нормативный правовой акт в той части, которая не регулирует отношения общества и муниципального образования по аренде земельных участков, то есть общество не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым положением нормативного правового акта.
Довод истца и прокурора о том, что в отношении истца применен оспариваемый акт, в связи с чем он оспаривается правомерно, является необоснованным. Отношения между административным истцом и Администрацией ГО "Жатай" не являются административно-властными, они связаны гражданско-правовыми (равными) отношениями, вытекающими из заключенных договоров аренды земельных участков. Неправильное применение арендодателем нормы права в отношениях с арендатором не может повлечь признания этой нормы не действующим. Спор, вытекающий между сторонами договоров аренды, может быть разрешен в ином судебном порядке.
В соответствии с 3 ст. 215 КАС РФ если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 7.7 Приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов ГО "Жатай" "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай" и за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена" N 2-4 от 24.11.2014г., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий З. С. Дьяконова
Решение изготовлено в окончательной форме 31 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.