Председатель Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Горева Л.Т., рассмотрев жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Е. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Аэропорт Якутск",
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Е. в отношении Акционерного общества "Аэропорт Якутск" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2015 года АО "Аэропорт Якутск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2015 года постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2015 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением Верховного Суда РС (Я) от 16 сентября 2015 года, государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Ефимова АВ. обратилась с жалобой, просит решение от 16 сентября 2015 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как усматривается из протокола от 10.07.2015 N ... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7-13), основанием для возбуждения дела послужило непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Постановлением судьи городского суда от 29 июля 2015 года Акционерное общество "Аэропорт Якутск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2015 года постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2015 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исходя из имеющихся в деле доказательств прихожу к выводу, что суд апелляционной инстанции принял законное и обоснованное решение.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Состав данного правонарушения является материальным, то есть для привлечения общества к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий. Таким образом, для вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения необходимо установление объема причиненного вреда.
Судья апелляционной инстанции обоснованно указал, что административным органом не установлено какие именно правила обращения с опасными веществами или отходами производства и потребления нарушены АО "Аэропорт Якутск", какие именно действия или бездействия общества имели место и находятся ли эти действия или бездействия в прямой причинно-следственной связи с повреждением земель.
Согласно протокола об административном правонарушении от 10 июля 2015 года в рамках административного расследования произведен осмотр территории аэродрома Якутск. В ходе осмотра установлено, что на территории аэродрома ведутся работы по реконструкции ИВПП.
В присутствии двух понятых отобраны пробы почвы, на основании химического анализа почв, грунтов установлено превышение фоновых показателей по нефтепродуктам.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленное административное правонарушение - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами произошло в результате действий либо бездействий АО "Аэропорт Якутск".
Таким образом, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) пришел к обоснованному выводу о том, что применительно к требованиям ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениям законодательства в области охраны окружающей среды административным органом не подтверждено наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказан субъект правонарушения и не доказано наличие объективной стороны правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Аэропорт Якутск" изменению или отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Е. - отказать.
Постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Аэропорт Якутск", - оставить без изменения.
Председатель Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) Л.Т. Горева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.