Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 25 ноября 2015 года жалобу индивидуального предпринимателя Ж.С.А. на постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска от 20 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Индивидуального предпринимателя Ж.С.А.,
установила:
постановлением судьи Первомайского районного суда города Ижевска от 20 октября 2015 года Индивидуальный предприниматель Ж.С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ИП Ж.С.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Отмечает, что действующее законодательство не содержит требований к включению в комиссию представителя надзорного органа при утилизации продукции. Полагает, что ИП Ж.С.А. не допущено нарушений пунктов 6.3 и 2.5 Ветеринарно-санитарных правил. Указывает, что объяснения ветеринарного фельдшера ООО " "данные изъяты"" У.А.Е. от 21 августа 2015 года, объяснения директора ООО " "данные изъяты"" Л.В.А. взяты вне рамок административного расследования, поэтому являются недопустимыми доказательствами.
Выслушав защитников ИП Ж.С.А. - З.М.В., П.А.В., поддержавших доводы жалобы, представителей административного органа П.О.А., Г.Р.Ф., полагавших вынесенное постановление законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о необходимости оставления постановления судьи без изменения.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлено, что нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, могут быть лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Объектом являются отношения в сфере производства и использования продукции животноводства. Объективную сторону правонарушения составляет совершение запрещенных правилами действий по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов. Указанное правонарушение с субъективной стороны характеризуется умышленной формой вины.
Согласно пункту 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила), устанавливающих требования к утилизации биологических отходов, Ветеринарно-санитарные правила являются обязательными для исполнения организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, относятся к биологическим отходам (пункт 1.2); биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (пункт 1.5); уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается (пункт 1.7).
В пункте 3.23 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения" предусмотрено, что биологические отходы представляют собой биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Согласно пункту 6.3 Ветеринарно-санитарных правил, биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами.
В соответствии с положениями пункта 17 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора.
Судьей районного суда установлено, что согласно требования N 18/2015 ГУ ветеринарии по УР от 18 мая 2015 года, адресованного ИП Ж.С.А., о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, полуфабрикаты мясные и сало свиное в количестве 312,056 кг признаны некачественной и опасной продукцией, т.е. данные полуфабрикаты и сало свиное представляли опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды.
17 июля 2015 года ИП Ж.С.А. направлено сообщение в ГУ ветеринарии по УР, из которого следует, что 17 июля 2015 года будут утилизированы полуфабрикаты мясные, согласованным с ГУ ветеринарии по УР способом.
Согласно Акту от 21 июля 2015 года, в названный день в скотомогильннике N44, находящемся в ООО " "данные изъяты"" ИП Ж.С.А. проведена утилизация полуфабрикатов мясных и сала свиного проваренного в количестве 312 кг.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда установлено, что ИП Ж.С.А. в отсутствие представителей ветеринарной службы, осуществлена проварка полуфабрикатов мясных и сала свиного в количестве 312,056 кг в течение 1 часа, также ИП Ж.С.А. осуществлен сброс в биотермическую яму скотомогильника проваренных полуфабрикатов мясных и сала свиного без проведения ветеринарного осмотра, сверки наличия и количества полуфабрикатов мясных и сала свиного с сопроводительными документами, а также в отсутствие представителей государственной ветеринарной службы.
Требования к утилизации биологических отходов установлены Главой 3 Ветеринарно-санитарных правил.
Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению (пункт 3.1 Ветеринарно-санитарных правил).
В силу пункта 3.2 данных Правил, утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают биологические отходы, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.
Действующее законодательство не предусматривает присутствия представителей ветеринарной службы при утилизации продукции, поскольку утилизация биологических отходов происходит на специализированных предприятиях.
Главой 4 Ветеринарно-санитарных правил установлен прямой запрет уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю. Допустимыми способами уничтожения биологических отходов являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Поскольку ИП Ж.С.А. действия по уничтожению полуфабрикатов мясных и сала свиного проведены без ветеринарного осмотра, сверки наличия и количества полуфабрикатов мясных и сала свиного с сопроводительными документами, а также в отсутствие представителей государственной ветеринарной службы, то судьей районного суда правильно установлено нарушение ИП Ж.С.П, пункта 6.3 Ветеринарно-санитарных правил, а также пункта 17 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" при исполнении требования N 18/2015 ГУ ветеринарии по УР от 18 мая 2015 года.
Также судьей районного суда установлено нарушение ИП Ж.С.П, пункта 2.5 Ветеринарно-санитарных правил, которое выразилось в том, что перевозка опасных биологических отходов до места сброса в биотермическую яму скотомогильника осуществлялась в транспортном средстве (автомобиле " "данные изъяты""), которое не было оборудовано водонепроницаемым закрытым кузовом, который легко подвергается санитарной обработке.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, судьей районного суда сделан правильный вывод о наличии в действиях ИП Ж.С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Выводы о совершении ИП Ж.С.А. административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 16 октября 2015 года, информационным письмом БУ УР "Игринская райСББЖ" от 26 августа 2015 года, актом от 21 июля 2015 года об утилизации полуфабрикатов мясных и сала свиного проваренного в количестве 312 кг, объяснением ветеринарного фельдшера ООО " "данные изъяты"" от 21 августа 2015 года, объяснением директора ООО " "данные изъяты"" от 3 сентября 2015 года.
Выводы судьи мотивированы, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на указанных в постановлении доказательствах.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии нарушений пункта 17 Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении", а также пунктов 6.3, 2.5 Ветеринарно-санитарных правил являются несостоятельными.
Утверждения в жалобе о том, что доказательства по делу получены вне рамок административного расследования и поэтому являются недопустимыми, не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Перечень доказательств не является исчерпывающим.
Таким образом, КоАП РФ не содержит запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
Оценка приведенным в постановлении судьи доказательствам дана с учетом их допустимости и достаточности, получением их в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Доводам о невиновности ИП Ж.С.А. дана надлежащая оценка.
Оснований для переоценки доказательств нет.
Таким образом, по настоящему делу вина ИП Ж.С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, установлена.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления о назначении административного наказания, по данному делу не допущено.
Наказание ИП Ж.С.А. назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ,
решила:
постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска от 20 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, в отношении Индивидуального предпринимателя Ж.С.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.