Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Соловьева В.А., Бурова А.И.,
при секретаре З.Н.З..,
с участием представителя административного истца К.Р.Н.- Ш.Р.Р., представителя административного ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты"- П.Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 января 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя административного истца К.Р.Н. Ш.Р.Р. на решение Индустриального районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 13 октября 2015 года, которым в удовлетворении административного искового заявления К.Р.Н. об оспаривании действий Управления жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты" выразившихся в отказе в выдаче предписания ОАО "данные изъяты" за нарушение прав потребителей и не возложении обязанности на ОАО "данные изъяты" произвести перерасчет платы за отопление, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия
установила:
К.Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты" о признании незаконным действия по отказу в выдаче предписания ОАО "данные изъяты" за нарушение прав потребителей, неправильное применение тарифов на ЖКУ и обязании ОАО "данные изъяты" произвести перерасчет размера платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец, являясь собственником жилого помещения по адресу: "адрес" обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты" с заявлением о привлечении к ответственности ОАО "данные изъяты" за нарушение прав потребителей, обязании произвести перерасчёт размера платы за отопление. "данные изъяты" Управления ЖКХ "данные изъяты" Ч.С.Р. рассмотрев данные заявления, проведя проверку, направил письменный ответ N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ОАО "данные изъяты" выполнило расчёт за ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. При расчёте размера платы за отопление нарушений не выявлено. Административный истец с указанными выводами не согласен, считает их необоснованными и незаконными по следующим основаниям. Многоквартирный дом, расположенный по адресу "адрес", оборудован общедомовым узлом учёта тепловой энергии. Узел учёта определяет количество тепловой энергии, израсходованной для нужд отопления и потребления домом горячей воды. Общая площадь указанного дома составляет "данные изъяты" кв.м. Степень благоустройства указанного многоквартирного дома включает в себя, в том числе: горячее водоснабжение, отопление. В соответствии с п.п. б п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При наличии общедомового прибора учета, расчет размера платы за отопление в ДД.ММ.ГГГГ должен исчисляться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за истекший ДД.ММ.ГГГГ В части расчета размера платы за отопление, постановлением Правительства УР N 397 от 10.09.2012 г. "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" принято решение о выполнении расчета размера платы за отопление в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами N 307 от 23.05.2006 г. С ДД.ММ.ГГГГ начисление и сбор денежных средств за отопление осуществляет ООО "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ - ОАО "данные изъяты"". В направленных счет-квитанциях содержатся незаконные и необоснованные начисления на оплату услуги отопления. Из показаний узла учёта тепловой энергии объём потребления тепловой энергии в ДД.ММ.ГГГГ составил "данные изъяты" Гкал; среднемесячный объём потребления тепловой энергии в ДД.ММ.ГГГГ году:
"данные изъяты" Гкал. /12 месяцев = "данные изъяты" Гкал.
"данные изъяты", "данные изъяты"-кв.м. = "данные изъяты" Гкал, на "данные изъяты" кв.м, в месяц.
Полагает, расчет размера платы за отопление в "данные изъяты" году должен исчисляться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере "данные изъяты" Гкал./кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ расчёт за услугу отопление произведен по нормативу "данные изъяты" Гкал., с ДД.ММ.ГГГГ г. - по нормативу "данные изъяты" Гкал. ОАО "данные изъяты" производит необоснованно завышенные начисления в ДД.ММ.ГГГГ году, порядок расчёта размера платы ОАО "данные изъяты" за отопление К.Р.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ года является незаконным и подлежит перерасчёту. Частичное отсутствие показаний прибора учёта, либо выход из строя прибора учёта не отменяют обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению производить расчёт начислений за отопление исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Ш.Р.Р ... выражает несогласие с вынесенным судом решением, считая его не соответствующим нормам материального и процессуального права. Так административный истец не согласен с полученным ответом на его заявление, полагает, что расчет платы за отопление ему произведен в завышенном размере. Считает неправильными выводы суда о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для вынесения предписания в адрес ОАО "данные изъяты" и возложения обязанности произвести перерасчет платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ. Также суд пришел к необоснованным выводам о том, что ПАО "данные изъяты" правомерно произвела расчеты за отопление в ДД.ММ.ГГГГ году.
В возражениях ПАО "данные изъяты" выражает согласие с вынесенным судом первой инстанции решением.
В возражениях Управление жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты" просит оставить решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 13 октября 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что расчет платы за отопление в "адрес" произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика с жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив жалобу, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, К.Р.Н. является собственником "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ К.Р.Н. обратился в Управление ЖКХ "данные изъяты" с заявлением, в котором просил привлечь ОАО "данные изъяты" к ответственности и обязать произвести перерасчет.
ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" Управления ЖКХ "данные изъяты" К.Р.Н. дан ответ на его обращение, в котором указано, что по его обращению в период ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО "данные изъяты" будет проведена внеплановая документальная проверка по определению размера и внесения оплаты за отопление.
ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" Управления ЖКХ "данные изъяты" К.Р.Н. дан ответ на его обращение, в котором указано, что заявление К.Р.Н. рассмотрено, проведена проверка ОАО "данные изъяты" в ходе которой не было выявлено нарушений расчета размера платы за отопление.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой документальной проверки ОАО "данные изъяты" не выявлено нарушений расчета размера платы за коммунальную услугу- отопление по "адрес"
Управление жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты" учреждено Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N и является отраслевым органом - структурным подразделением "данные изъяты" осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации "данные изъяты" утв. Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N:
- Управление наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба "данные изъяты" и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в судах.
- Осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору согласно Закону Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Закон УР от 30.06.2014 N 40-РЗ (ред. от 13.04.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" наделяет муниципальное образование "Город Ижевск" полномочиями по государственному жилищному надзору в том числе по:
- организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Соответственно, письменное обращение К.Р.Н. рассмотрено компетентным отраслевым органом местного самоуправления в установленный законом срок, о чем заявителю дан письменный ответ.
Управление жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты" в пределах своей компетенции провело документальную проверку деятельности юридического лица по вопросу начисления и взимания платы за коммунальные услуги.
Акт внеплановой документальной проверки К.Р.Н. не оспорен.
В заявлении К.Р.Н. просит признать незаконным не выдачу Управлением ЖКХ "данные изъяты" предписания ОАО "данные изъяты" за нарушения прав потребителей и возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные положения содержаться в ст. 20 ЖК РФ.
Однако из акта проверки следует, что нарушений законодательства выявлено не было, соответственно отсутствовали основания для вынесения органом государственного контроля предписания по устранению нарушений законодательства.
Требования К.Р.Н. сводятся к тому, что плата за потребление им коммунальной услуги - отопление начислена в повышенном размере. Однако в данном случае он не лишен права обратиться за защитой нарушенного права в порядке искового производства к лицу, оказывающему данную коммунальную услугу и получающую за это соответствующие платежи.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов в результате оспариваемых им действий (бездействий) административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную с заявлении, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение соответствие закону выводов суда первой инстанции, по существу приведенные заявителем доводы направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, в выгодном для административного истца варианте. Однако судебная коллегия не находит оснований для дачи иной оценки обстоятельства дела, чем изложенной судом первой инстанции в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 13 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу представителя административного истца без удовлетворения.
Председательствующий Полушкин А.В.
Судьи Буров А.И.
Соловьев В.А.
копия верна судья Полушкин А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.