Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Процкой Т.В.,
судей Ходусовой И.В., Щаповой И.А.
при секретаре Башуровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 25 ноября 2015 года гражданское дело по Алексеева С. А. к Министерству территориального развития Забайкальского края о признании права на обеспечение жилых помещением за счет средств федерального бюджета
по апелляционной жалобе истца Алексеева С.А.
на решение Центрального районного суда г.Читы от 22 сентября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявленных требований Алексееву С. А. отказать.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Алексеев С.А. обратился в суд, ссылаясь на то, что проходил военную службу в войсковой части "данные изъяты" в звании "данные изъяты" на должности "данные изъяты". "Дата" был уволен с военной службы в запас по "данные изъяты" - в связи с "данные изъяты". Продолжительность военной службы в календарном исчислении составила "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, в льготном исчислении "данные изъяты" "данные изъяты" дней. После увольнения с военной службы в 1999 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из 4-х человек по месту проживания в квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес". В "Дата" году прекращены брачные отношения с Н. В 2003 г. он обратился заявлением на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты". "Дата" в связи с вступлением в новый брак был зарегистрирован по адресу: "адрес" в жилом помещении, общей площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащем на праве собственности его супруге, где всего зарегистрировано 4 человека. 24 октября 2012 года истцу было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и нуждаемости в жилом помещении. 16 ноября 2012 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам Алексеев С.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В июле 2013 года истец расторг брак с Ц. и снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес". После чего обратился в Министерство территориального развития Забайкальского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, однако 11 сентября 2013 года ему было отказано в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета и нуждаемости в жилом помещении. Полагая свои права нарушенными, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, обязать Министерство территориального развития Забайкальского края выплатить ему единовременную выплату для приобретения жилого помещения, взыскать судебные расходы "л.д.".
Определениями суда производство по делу прекращено в части возложения обязанности на Министерство территориального развития Забайкальского края выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения "л.д.".
Судом постановлено приведенное выше решение "л.д.".
В апелляционной жалобе истец Алексеев С.А. просит решение суда отменить как незаконное, заявленные требования удовлетворить. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что не имеется правовых оснований для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением, поскольку решением жилищной комиссии администрации городского округа "Город Чита" Алексеев С.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылается на то, что вышеуказанное решение являлось законным на момент его принятия, так как истец состоял в браке и был зарегистрирован в принадлежащем его супруге жилом помещении по адресу: "адрес". Полагает, что приобрел право на обеспечение жилым помещением после снятия с регистрационного учета по вышеуказанному адресу "л.д.".
Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Алексеева С.А., его представителя Горелова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Алексеев С.А. проходил военную службу, был уволен "Дата" по "данные изъяты" по статье "данные изъяты" части "данные изъяты" пункту "данные изъяты" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "л.д.".
Продолжительность военной службы в календарном исчислении составила "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней, в льготном исчислении "данные изъяты" года "данные изъяты" дней "л.д.".
11.09.2013 распоряжением N Министерства территориального развития Забайкальского края отказано в предоставлении Алексееву А.С. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и нуждаемость в жилом помещении "л.д.".
Названное распоряжение истец оспаривал.
Решением Центрального районного суда г.Читы от 13 декабря 2013 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 14 апреля 2014 года, отказано в удовлетворении иска Алексеева С.А. о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжений об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, понуждении восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения "л.д.".
Указанными решениями установлено следующее.
Алексеев С.А. состоял с 1999 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи - он, супруга Н., дети Г., Д ... Брак с Н. был прекращен "Дата". "Дата" истец вступил в брак с Ц. (впоследствии - Ц.), 15 августа 2008 года он зарегистрирован в квартире N "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежащей Ц.
С 2003 года Алексеев С.А. являлся участником президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", 2 октября 2012 года он обратился в Министерство территориального развития Забайкальского края с заявлением о предоставлении единовременной выплаты с приложением документов.
Заявителю было отказано в предоставлении выплаты распоряжением N от 24 октября 2012 года на том основании, что он зарегистрирован и проживает в квартире супруги, и приходящаяся на его долю площадь жилого помещения, как на члена семьи, выше учетной нормы.
О принятии такого распоряжения Министерством территориального развития было сообщено в администрацию городского округа "Город Чита" для проведения проверки и принятия соответствующего решения.
Решением жилищной комиссии администрации городского округа "Город Чита", утвержденным распоряжением администрации городского округа "Город Чита" от 16 ноября 2012 года Алексеев С.А. снят с учета нуждающихся в предоставлении жилья.
Алексеев С.А., после расторжения брака с Ц. и снятия с регистрационного учета по ее месту жительства, повторно обратился в Министерство территориального развития Забайкальского края, которым принято вышеуказанное распоряжение N от 11 сентября 2013 года.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что в настоящее время Алексеев С.А. не является лицом, который до 01 января 2005 года принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме того, имеется решение о снятии его с учета нуждающихся в предоставлении жилья, в связи с чем правовых оснований для признания за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не имеется.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие, принятые на службу до 1 января 1998 года, подлежащие увольнению или уволенные с военной службы имеют право на обеспечение их жилыми помещениями при их увольнении или после увольнения, но при условии постановки их на учет в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, или по месту службы в период ее прохождения, если увольнение последовало после 1 января 2005 года.
Согласно положениям статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, федеральный законодатель, предоставив соответствующим категориям граждан, уволенным с военной службы (службы), право на обеспечение жильем по их выбору в одной из трех форм (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), ввел такое условие возникновения данного права, как постановка до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
В целях реализации Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Правительство Забайкальского края Постановлением N301 от 18.08.2011 г. утвердило Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Забайкальского края.
Названный Порядок разработан в целях обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей (далее - граждане): граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Как правильно установлено районным судом, на момент обращения Алексеева С.А. с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в 2013 года последний не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем оснований для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не имеется.
Доводы истца о том, что его жилищные условия изменились, были предметом рассмотренного Центральным районным судом г.Читы от 13 декабря 2013 года гражданского дела и им дана правовая оценка в судебных актах первой и апелляционной инстанциях.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Читы от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Алексеева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.В.Процкая
Судьи И.В.Ходусова
И.А.Щапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.