Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Михеева С.Н.
при секретаре Сабадашевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 8 декабря 2015 года гражданское дело по иску Лескова А.Ю. к открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт", открытому акционерному обществу "МРСК Сибири" - филиал "Читаэнерго" о признании установку общедомового прибора учета по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконными,
по апелляционной жалобе представителя ПАО "МРСК Сибири" Марковой О.Ю.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 23 марта 2015 года, которым постановлено иск Лескова А.Ю. к открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт", открытому акционерному обществу "МРСК Сибири" - филиал "Читаэнерго" о признании установки общедомового прибора учета по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконными удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО "МРСК Сибири" филиалом "Читаэнерго" по установке общедомового прибора учета потребленной электроэнергии по адресу: "адрес" непригодной для расчета платежей на общедомовые нужды.
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести Лескову Александру Юрьевичу перерасчет начисленной платы за ОДН по электроэнергии в период с 01 января 2013г. по 23 марта 2015г. (по день вынесения решения судом) по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу. Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" производить Лескову А.Ю. начисления платы за ОДН по электроэнергии с 23 марта 2015г. (со дня вынесения решения судом) по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу.
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт", ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Читаэнерго" в местный бюджет государственную пошлину с каждого в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Антипенко А.А., судебная коллегия
установила:
Лесков А.Ю. 30 января 2015г. обратился в суд с иском к ОАО "Читаэнергосбыт", ОАО "МРСК "Сибири" - "Читаэнерго", в котором просил признать незаконным установку общедомового прибора учета потребления электроэнергии по адресу: "адрес"; обязать ответчика произвести пересчет объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа за период с 1 января 2013 года по 1 января 2015 года, запретить начислять плату за ОДН на основании показаний прибора учета, обязать начислять плату за ОДН с 1 января 2015 года с применением расчетного способа, о взыскании денежных средств, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа. В иске ссылается на следующие обстоятельства. Он является собственником квартиры по адресу: "адрес". В этом доме в 2009 году установлен прибор учета, который обслуживается сетевой организацией ОАО "МРСК Сибири", на баланс ТСЖ "Гурьева" прибор передан только в 2013 году. Считает, что ОАО "Читаэнергосбыт" незаконно производит начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом показаний общедомового прибора учета, установленного и допущенного в эксплуатацию с нарушениями действующего законодательства. Уточнив исковые требования, Лесков А.Ю. просил признать незаконной установку общедомового прибора учета потребления электроэнергии ОАО "МРСК Сибири" филиал "Читаэнерго"; обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "Электроснабжение" с 1 января 2013г. по 1 января 2015 г., согласно формуле 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354; обязать начислять плату согласно указанным выше Правилам (л.д.3-7,29,47,56).
От исковых требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда и понуждении ОАО "Читаэнергосбыт" не начислять плату истцу за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с учетом использования общедомового прибора учета, установленного в нарушении действующего законодательства и понуждение ОАО "МРСК Сибири" филиал "Читаэнерго" установить общедомовой прибор учета потребления электроэнергии в установленном законом порядке Лесков А.Ю. отказался (л.д.47,56).
Определением суда в данной части исковых требований производство по делу было прекращено (л.д.61-62).
Суд постановилприведенное решение (л.д.64-69), об отмене которого и принятии нового об отказе в иске в полном объеме в апелляционной жалобе просит представитель ПАО "МРСК Сибири" Маркова О.Ю. Не согласна с выводом суда о том, что собственники многоквартирных домов не были уведомлены сетевой организацией об оснащении домов общедомовыми приборами учета. Не учтено, что предложение об оснащении многоквартирных домов ОДПУ было размещено на официальных сайтах организаций, что закон допускает. Указывает, что собственники МКЖД и их представители в лице управляющей компании не направляли в ПАО "МРСК Сибири" письменные заявки о демонтаже либо замене ОДПУ. Решения общего собрания об установке ОДПУ, о включении расходов на его приобретение и установку собственниками МКЖД не принималось. Допуск прибора учета произведен в целях исполнения требования ФЗ "Об энергосбережении", согласно п.п. 12 ст. 13 которого, если в срок до 01.01.2012 собственниками жилых помещений в многоквартирном доме не обеспечено оснащение дома приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, то данные мероприятия выполняются сетевыми организациями, к сетям которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства МКЖД. Оснащение многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета являлось обязанностью сетевой организации. Технические условия установки ОДПУ, место его установки между сетевой организацией и собственниками многоквартирных домов согласованы, о чем свидетельствует акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанный представителем собственников в лице ТСЖ Гурьева. Из представленного акта проверки Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 16.12.2014 N 139, видно, что ОДПУ установлен в специальном запирающемся шкафу. Отсутствие коммутационного аппарата или предохранителя не влияет на работу прибора учета и предусмотрено только лишь для установки и замены счетчика. Истец не доказал нарушения контрольных пломб и (или знаков поверки), механических повреждений, а так же технической неисправности ОДПУ (л.д.88-90).
Истец, надлежаще извещенный, не явился на апелляционное рассмотрение, об отложении слушания дела не ходатайствовал. В силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
По общему правилу, установленному положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ПАО "МРСК-Сибири" Маркову О.Ю., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
По материалам дела установлено следующее.
Лесков А.Ю. является собственником квартиры "адрес", что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от "Дата". (л.д.9).
Согласно акту допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию N8 от 25 февраля 2013г. в указанном доме допущен к эксплуатации прибор учета. В акте перечислены технические характеристики прибора, отражен его номер. Акт подписан представителем управляющей организации Р.О.П. Однако не указано, какими документами подтверждена ее личность и полномочия (л.д.15).
Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности от 06 марта 2013г. подписан председателем ТСЖ "Гурьева" Р.О.П., имеется печать ТСЖ (л.д. 15-19). Ссылки на документы, подтверждающие ее полномочия, в акте нет.
Акт проверки работы прибора от 15 августа 2013г. подписан, исходя из содержания текста акта, также Р.О.П. (л.д.16).
Акт проверки прибора учета, установленного по адресу места проживания истца, от 16 июля 2012г., подписан директором управляющей компании (ТСЖ) К.О.Г. (л.д. 35). Печати УК или ТСЖ на документе нет. Полномочия К.О.Г. не подтверждены, ссылки на документ, подтверждающий полномочия, в акте нет.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 261-ФЗ). Собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч.5 ст. 13). На основании п. 12 ст. 13 этого Закона в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до 01.07.2013 г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354(подпункт "с" п. 31), закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг (которым в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта "г" пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил является ОАО "Читаэнергосбыт"), по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на его приобретение и установку в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Материалами дела не доказано принятие собственниками жилых помещений дома, в котором проживает истец, решения, о котором идет речь в приведенной правовой норме.
В соответствии с ч.10 ст.13 Закона энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N178.
По смыслу ч.12 ст.13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (п.150 Основных положений).
Под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска (п. п. 146, 152 Основных положений). Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию ОДПУ, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем (пункты 147, 152 Основных положений).
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии). Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 закона N261-ФЗ также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 упоминавшегося постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также определены порядок и форма составления актов обследования. Из системного толкования положений указанного приказа следует, что при составлении упоминавшегося акта обеспечивается участие представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Причем участие собственника (представителя собственника) помещения необходимо только в случае подачи им заявки на установку общего прибора учета. Данным Приказом не предусмотрено, что инициатива составления таких актов обследования должна исходить от каких либо государственных органов, прокурора. Из него следует, что инициатива составления исходит от лиц, заинтересованных в исполнении законодательства об энергосбережении.
По настоящему делу не подтверждено составление исполнителем услуги акта обследования с соблюдением приведенных требований.
Частично удовлетворяя исковые требования, признавая незаконной установку общедомового прибора учета в доме истца, суд правильно исходил из того, что такой прибор установлен в 2009г. для целей расчета между двумя юридическими лицами, в то время как право и обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке упомянутых приборов законодателем предусмотрены с 01 июля 2013г.
К тому же вопреки положениям п.9 ст. 13 закона N261-ФЗ, предусматривающим заключение письменного договора на установку ОДПУ, по которому от имени заказчика выступает обслуживающая организация, избранная собственниками на основании соответствующего решения, или собственники МКД, такой письменный договор ответной стороной с полномочными представителями собственников МКД, в котором проживает истец, не заключался. Данный факт стороны не оспаривают.
Судом правильно учтено, что акты допуска прибора к эксплуатации (N8 от 25 февраля 2013г.), проверки его работы (N552 от 16 июля 2012г., N917 от 15 августа 2013г.) подписаны от имени собственников дома ТСЖ "Гурьева", не имеющего таких полномочий. Обратное не доказано.
Как установлено пояснениями представителя истца, не опровергнутыми ответной стороной, решения собственники МКЖД о включении расходов на установку ОДПУ в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принимали. Из отзыва ТСЖ "Гурьева" усматривается, что собственникам не направлялись предложения об оснащении дома приборами учета.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушена процедура установления ОДПУ и его допуска в эксплуатацию. Упоминавшиеся акты подписаны от имени собственников МКЖД лицом, не имеющим таких полномочий. Ответчик не подтвердил, что уведомил собственников жилого дома о необходимости оснащения дома ОДПУ.
Суд правильно учел, что согласно акту проверки ГЖИ от 16 декабря 2014г. ОДПУ, о котором возник спор, установлен в местах, где имеется опасность механических повреждений или загрязнения и в местах, доступных для посторонних лиц, в нарушение п.п. 1.5.30, 1.5.36 Обязательных требований Правил устройств электроустановок (л.д. 44-45).
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что на сайте было размещено предложение об оснащении приборами учета дома, о котором идет речь, отклоняется. В соответствии с требованиями закона в целях оснащения приборами учета сетевая организация должна направить собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, что не исполнено.
Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы о том, что у сетевой организации возникла обязанность по оснащению дома истца прибором учета, в то же время судебная коллегия полагает, что это не может повлечь отмены судебного решения, поскольку установлено, что не соблюдена процедура его установки, чем нарушаются права истца. Суд правомерно удовлетворил требования истца о перерасчете начислений платы за ОДН по электроэнергии в период с 1 января 2013г. по день вынесения судебного решения, исходя из установленных законом нормативов. Другие доводы апелляционной жалобы (о недоказанности неисправности используемого ОДПУ, о несогласии с актом ГЖИ; о том, что не учтен акт разграничения балансовой принадлежности, иные) не ставят под сомнение правильность выводов суда о нарушении процедуры установки ОДПУ, не подтверждают легитимность его использования при расчетах.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 23 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ПАО "МРСК Сибири" Марковой О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Литвинцева
Судьи: А.А. Антипенко
С.Н.Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.