Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
и судей краевого суда Кузнецовой О.А.,
Ходусовой И.В.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 9 декабря 2015 года гражданское дело по заявлению Клыпиной Е. В. об оспаривании решений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю, признании их неправомерными, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости
по апелляционной жалобе представителя Клыпиной Е.В. - Степанова А.П.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований об оспаривании решений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю от 22 июня 2015 года N и от 24 июля 2015 года N, признании их неправомерными, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" отказать.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, Клыпина Е.В. ссылалась на то, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "данные изъяты" N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования. 15 июня 2015 года Клыпина Е.В. в лице своего представителя обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид использования "для ведения дачного хозяйства", приложив выписку из правил землепользования и застройки сельского поселения " "данные изъяты"" от 3 июня 2015 года, декларацию об объекте недвижимого имущества от 15 июня 2015 года, доверенность от 29 мая 2015 года. Решением названного органа от 22 июня 2015 года N осуществление кадастрового учета приостановлено по причине непредставления документов, необходимых для кадастрового учета, рекомендовано представить акт органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В результате обращения Клыпиной Е.В. 14 июля 2014 года администрация сельского поселения " "данные изъяты"" приняла постановление N, которым изменено разрешенное использование земельного участка с "для земель сельскохозяйственного назначения" на "для ведения дачного хозяйства". Данное постановление было представлено в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю. Решением указанного учреждения от 24 июля 2015 года N в снятии приостановления отказано со ссылкой на ст. 78 ЗК РФ, рекомендовано представить документы, подготовленные в соответствии с ЗК РФ, Законом о кадастре. Заявитель не согласен с данными решениями по следующим мотивам. Во исполнение решения от 22 июня 2015 года представлен акт органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, непонятно, почему в решении от 24 июля 2015 года имеется ссылка на ст. 78 ЗК РФ без указания конкретных причин отказа в снятии приостановления. Также в ст. 78 ЗК РФ не указано, что земли сельскохозяйственного использования могут быть использованы для ведения дачного хозяйства, но исходя из п. 2 ч. 9 ст. 35ГрК РФ это не означает, что дачи не могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения. Содержащееся в названной норме положение закреплено в правилах землепользования и застройки сельского поселения " "данные изъяты"". В данных правилах указано, что земельный участок N находится согласно градостроительному регламенту в зоне "данные изъяты", предназначенной для дачных и садово-огородных участков и размещение дач относится к одному из основных видов разрешенного использования данного земельного участка. В свою очередь основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются собственником самостоятельно без каких-либо согласований и разрешений, что следует из п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требования касались признания действия, выразившегося в принятии филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю решений от 22 июня 2015 года и от 24 июля 2015 года неправомерным, возложении на ответчика обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Клыпиной Е.В. - Степанов А.П. выражает несогласие с решением суда. Суд пришел к выводу о том, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид "для ведения дачного хозяйства" поменяется целевое назначение земельного участка, хотя целевое назначение земельного участка останется прежним - "земли сельскохозяйственного назначения", поскольку использование земли для ведения дачного хозяйства также является использованием земли по сельскохозяйственному назначению. Также в судебном заседании не поднимался вопрос о том, является ли Клыпина Е.В. членом какого-либо садоводческого или дачного некоммерческого объединения и относится ли данный участок к территории соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения. Судом не затронут вопрос о том, что Клыпина Е.В. устранила замечания, обозначенные ответчиком в решении от 22 июня 2015 года, представив постановление органа местного самоуправления от 14 июля 2015 года. Данное постановление никем не обжаловано и не признавалось незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю Иванова У.С. полагает, что решение районного суда полностью учитывает фактические обстоятельства дела, обоснованно и соответствует нормам материального и процессуального права, поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Клыпиной Е.В. Степанова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю Ивановой У.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Клыпиной Е.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.07.2012 г. "л.д.".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка он относится к землям сельскохозяйственного назначения "л.д.".
С целью внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании Клыпина Е.В. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю "л.д.".
22 июня 2015 года отделом кадастрового учета г.Читы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю принято решение о приостановлении осуществления учета в связи с непредставлением документа об изменении вида разрешенного использования земельного участка "л.д.".
В целях устранения препятствий осуществления кадастрового учета Клыпиной Е.В. было представлено Постановление администрации сельского поселения " "данные изъяты"" N от 14 июля 2015 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", с "для сельскохозяйственного использования" на "для ведения дачного хозяйства" "л.д.".
24 июля 2015 года отделом кадастрового учета г.Читы принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений "л.д.".
Обращаясь с вышеуказанным заявлением, Клыпина Е.В. ссылалась на то, что отнесение ее земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения не препятствует установлению вида разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства.
Приостанавливая осуществление кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю ссылалось на то, что заявителем не представлены документы об изменении вида разрешенного использования, подготовленные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с п.1 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. п. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества осуществляется на основании Федерального закона от 15.04.1998 г. N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуальном порядке гражданами возможно лишь на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после его государственного регистрации.
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что поскольку из Постановления администрации сельского поселения " "данные изъяты"" N от 14 июля 2015 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не усматривается, что осуществлен перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, в которой возможно установление разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", оспариваемые Клыпиной Е.В. решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю приняты правомерно, соответствуют обязательным требованиям закона, прав и интересов Клыпиной Е.В. не нарушают.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований Клыпиной Е.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Клыпина Е.В. устранила замечания, обозначенные ответчиком в решении от 22 июня 2015 года, представив постановление органа местного самоуправления от 14 июля 2015 года, которое никем не обжаловано и не признавалось незаконным, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным решением, повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела по существу, отмены решения не влекут.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.В.Процкая
Судьи О.А.Кузнецова
И.В.Ходусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.