Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
и судей краевого суда Кузнецовой О.А.,
Ходусовой И.В.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 декабря 2015 года гражданское дело по заявлению Лисовского А. А. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об оспаривании решения, понуждении к действиям
по апелляционной жалобе представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 20 октября 2015 года, которым постановлено:
требования Лисовского А. А. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об оспаривании решения, понуждении к действиям - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 20 марта 2015 года N об отказе в предварительном согласовании Лисовскому А. А. места размещения объекта и утверждении Акта выбора земельного участка N от 24 февраля 2015 года.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласования места размещения объекта, утвердив Акт выбора земельного участка N от "Дата" в пределах до "данные изъяты" га, местоположение которого определено: "адрес", из категории земель населенных пунктов для "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Лисовский А.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он 28.10.2014 года обратился к ответчику с заявлением об осуществлении выбора земельного участка на праве аренды и предварительным согласовании места размещения объекта - "данные изъяты". 24.02.2015 года Комиссией по выбору земельного участка администрации городского округа "Город Чита" на основании указанного заявления был оформлен Акт выбора земельного участка для "данные изъяты" по адресу: "адрес", ориентировочная площадь земельного участка "данные изъяты" га. 27.02.2015 года распоряжением администрации городского округа "Город Чита" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения объекта капитального строительства. 25.02.2015 года в газете "наименование" администрацией городского округа "Город Чита" было осуществлено информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для "данные изъяты". Решением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 20.03.2015 года Лисовскому А.А. было отказано в удовлетворении заявления по причине того, что срок реагирования на публикацию не истек, и процедура выбора не была завершена до 01 марта 2015 года. Просил с учетом дополнений признать недействительным решение от 20.03.2015 года об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении Акта выбора земельного участка от 24.02.2015 года. Признать действия Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края незаконными и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Лисовского А.А путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердив Акт выбора земельного участка от 24.02.2015 года в пределах до "данные изъяты" га, местоположение которого определено: "адрес", из категории земель населенных пунктов для "данные изъяты" "л.д.".
Судом постановлено вышеприведенное решение "л.д.".
В апелляционной жалобе представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожилова О.В. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Полагает, что получение земельного участка без конкурентной процедуры может привлечь недобросовестных застройщиков. Одним из механизмов предупреждения злоупотреблений является предварительное оповещение заинтересованных лиц и выяснение их мнения относительно возможности предоставления земельного участка, то есть соблюдения принципа публичности. Выводы суда о том, что после даты публикации заявления от иных заинтересованных лиц не поступили, не имеет правового значения для дела, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта могло быть принято Департаментом только до 01.03.2015, принятие такого решения после 01.03.2015 законом не предусматривалось. Судом в решении сделан вывод о том, что Департаменту надлежало руководствоваться ст. 30 Земельного кодекса РФ, однако данная норма содержит порядок предоставления земельного участка, как по процедуре выбора земельного участка, так и по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта. При этом на момент принятия Департаментом оспариваемого решения данная статья признана утратившей силу. Считает, что отказ Департамента основан на нормах ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ, является законным и обоснованным и не нарушает права заявителя "л.д.".
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, ходатайство об отложении дела не заявили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Лисовского А.А., суд исходил из обоснованности заявленных требований.
С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться, поскольку судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, соответствуют доказательствам по делу, и оснований для признания их ошибочными, судебная коллегия не усматривает.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентировался статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), действовавшими до 01.03.2015.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусматривалась обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно абзацу первому пункта 8 указанной статьи ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ устанавливалось право заинтересованных лиц на обжалование решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
28 октября 2014 года Лисовский А.А. подал в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - "данные изъяты", местоположение которого: "адрес", площадью до "данные изъяты" га на праве аренды "л.д.".
21 ноября 2014 года Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края направил в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" вышеуказанные заявление Лисовского А.А., с приложением для обеспечения выбора земельного участка и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, с просьбой при информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства установить сроки реагирования на публикацию "л.д.".
Из материалов дела следует, что 24 февраля 2015 года по заявлению Лисовского А.А. под председательством первого заместителя руководителя администрации городского округа "Город Чита" составлен комиссионный акт N выбора земельного участка для "данные изъяты" в пределах земельного участка до "данные изъяты" га, местоположение которого определено: "адрес" "л.д.".
В газете "наименование" от 25 февраля 2015 N ( N) администрацией городского округа "Город Чита" опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка для "данные изъяты" в пределах земельного участка с местоположением: "адрес" "л.д.".
Распоряжением администрации городского округа "Город Чита" от 27 февраля 2015 N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения объекта капитального строительства - "данные изъяты", местоположение которого определено: "адрес", в соответствии с приложением 1 "л.д.".
20 марта 2015 года руководитель Департамента отказал в удовлетворении просьбы. В ответе он сослался на упразднение с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ процедуры предварительного согласования места размещения объектов и на то, что до 01.03.2015 решение по заявлению Лисовского А.А. о предварительном согласовании места размещения объекта не принято (ст. 34 названного Закона). Также указал, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц (возможных претендентов на земельный участок). Так как разумный месячный срок реагирования на публикацию не истек, процедура выбора до 1 марта 2015 года не завершена "л.д.".
Однако, в сложившейся ситуации Департаменту надлежало руководствоваться не пунктом 1, а пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку информирование населения о возможном предоставлении земельного участка в связи с поступлением заявления Лисовского А.А. произведено 27 февраля 2015 года до вступления в силу Закона N171-ФЗ, сведений о поступлении после указанной публикации заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении спорного земельного участка суду не представлено, следовательно, предоставление данного земельного участка осуществляется по правилам статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 (даты вступления в силу Закона N171-ФЗ).
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела судебная коллегия, признает обоснованными выводы суда о несоответствии оспариваемого отказа Департамента закону, действовавшему на момент его вынесения.
Заявитель обратился с просьбой о предоставлении участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта 28 октября 2014 года; процедура информирования населения о возможном предоставлении данного участка в аренду произведена администрацией городского округа "Город Чита" в соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ путем размещения объявления в газете "наименование" от 27 февраля 2015 года, при этом, претендентов на получение участка до настоящего момента не выявлено.
С учетом изложенного, при признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 20 марта 2015 года N, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного решения не имеется.
При таком положении, подлежат отклонению доводы представителя Департамента о невозможности применения к спорным правоотношениям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации по причине утраты их силы с 01 марта 2015 года на основании Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, ссылки представителя Департамента о соблюдении месячного срока со дня опубликования информации о предстоящем предоставлении земельного участка, подлежат отклонению, поскольку указанный срок законодательством не предусмотрен.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о правомерности не принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка под строительство, Департамент не представил, выводы суда о том, что оспариваемый отказ является незаконным, судебная коллегия считает правильным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Процкая Т.В.
Судьи: Кузнецова О.А.
Ходусова И.В.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.