Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Э.Р. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований К.Э.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.М. к Социально-ипотечному потребительскому кооперативу "Строим будущее", некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки РТ незаконным, об обязании постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ с момента обращения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Э.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Социально-ипотечному потребительскому кооперативу "Строим будущее" (далее по тексту СИПК "Строим будущее"), некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее по тексту НО "ГЖФ при Президенте РТ"), Исполнительному комитету г.Нижнекамска далее по тексту Исполком г.Нижнекамска) о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки РТ незаконным, об обязании постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ с момента обращения.
В обоснование иска указано, что 10 апреля 2013 года истица, действующая за себя и своего несовершеннолетнего сына - К. A.M., обратилась к СИПК "Строим будущее" и НО "ГЖФ при Президенте РТ" с заявлением и приложением полного пакета документов о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
После получения НО "ГЖФ при Президенте РТ" указанного пакета документов, на имя истицы было оформлено учетное дело ...
В сентябре 2013 года Исполкомом г.Нижнекамска истице в устной форме было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан по основанию повторности участия в ипотечном кредитовании.
Истица считает данный отказ необоснованным, поскольку ни истица, ни ее несовершеннолетний ребенок не участвовали в программе социальной ипотеки в Республике Татарстан. Указанная мотивировка НО "ГЖФ при Президенте РТ" несостоятельна, так как договор социальной ипотеки ... между ответчиком - СИПК "Строим будущее" и К.М.Н. заключен 13 мая 2010 года. Брак истицы с К.М.Н. был заключен 12 июня 2010 года и расторгнут 07 марта 2013 года. При подаче документов для постановки на учет истицы и ее несовершеннолетнего ребенка в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан истицей были выполнены все обязательные условия.
В судебном заседании К.Э.Р. и ее представитель С.Р.Ю. исковые требования поддержали.
Представитель НО "ГЖФ при Президенте РТ" в суд не явился, представил отзыв, в котором исковые требования истицы не признал.
Представитель СИПК "Строим будущее" в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Исполкома г. А.А.С. исковые требования не признала, просила исключить Исполком из числа ответчиков, поскольку каких-либо исковых требований к ним не имеется.
Суд протокольным определением в судебном заседании исключил Исполком г.Нижнекамска из числа ответчиков с привлечением в качестве заинтересованного лица.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе К.Э.Р. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что обязанностью суда являлось ведение дела по нормам гражданского судопроизводства, а не по вновь принятому Кодексу административного судопроизводства РФ. Считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в проведении почерковедческой экспертизы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям,
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан" социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Указом Президента Республики Татарстан NУП-265 от 23 июня 2005 года Государственный жилищный Фонд определен специализированной организацией, осуществляющей реализацию Закона Республики Татарстан N 69-ЗРТ от 27 декабря 2004 года "О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан" в соответствии с предусмотренными уставом фонда предметом, целями деятельности и полномочиями.
В соответствии со ст.5 Устава Фонда, утвержденного Указом Президента РТ от 30 декабря 2004 года N УП-810 "О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан" предметом деятельности Фонда является действия, направленные на обеспечение развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе реализации жилья на принципах социальной ипотеки, ипотечного кредитования граждан и юридических лиц, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Целями деятельности Фонда является развитие жилищного строительства в Республике Татарстан и содействие в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Согласно положениям п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Порядок реализации основных требований, определенных пунктами 1 - 8 части 1 настоящей статьи, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно п.п. 6-8 Правил постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года N 190, прием заявлений от заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется:
по месту жительства - в органах местного самоуправления;
по месту работы - должностными лицами, назначенными приказом руководителя организации независимо от формы собственности, участвующей в финансировании развития жилищного строительства (далее - организация).
Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами, назначенными приказами руководителей организаций, в месячный срок со дня подачи заявления. Заявителю выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органами местного самоуправления или организациями.
Органы местного самоуправления, должностные лица, назначенные руководителями организаций, формируют учетное дело.
Основанием регистрации учетного дела является распоряжение руководителя органа местного самоуправления или приказ руководителя организации с присвоением Заявителю уникального учетного кода.
Согласно п.п.10-12 указанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях предоставления ранее заявителю жилого помещения в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами и порядком.
Копию распоряжения руководителя органа местного самоуправления или копию приказа руководителя организации о регистрации учетного дела, утвержденную карточку учета семьи по установленной форме с приложением двух экземпляров анкеты Заявителя органы местного самоуправления, организации направляют в специализированную организацию (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан).
Специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") принимает от органов местного самоуправления и организаций списки семей, а также Заявителей, не состоящих в браке (далее - списки семей), нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, и в 15-дневный срок:
анализирует и обобщает их в соответствии с заключенными договорами взаимодействия в области государственной поддержки развития жилищного строительства, порядка формирования и использования государственного резерва земель;
возвращает органам местного самоуправления представленные списки семей в случае нарушения Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и актов Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых во исполнение указанного Закона, с указанием причин;
возвращает организациям, участвующим в финансировании социальной ипотеки, представленные списки семей в случае нарушения Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и актов Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых во исполнение указанного Закона, с указанием причин, в том числе при отсутствии у организации, участвующей в финансировании социальной ипотеки, соответствующей квоты.
Согласно п.14 Правил, на основании списков семей работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") принимает решение о включении их в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") при условии наличия у организации, участвующей в финансировании социальной ипотеки, соответствующей квоты.
Согласно п.22 указанных Правил Заявитель может реализовать свое право на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и настоящими Правилами и порядком только один раз, за исключением следующих случаев:
заявитель и (или) члены его семьи на 1 октября 2013 года признаны повторно органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
заявитель является работником организации, участвующей в финансировании социальной ипотеки.
Как видно из материалов дела, 13 мая 2010 года К.М.Н. заключил договор социальной ипотеки ... с НО "ГЖФ при Президенте РТ", согласно которому учетному делу семьи присвоен ... К.М.Н. был осуществлен выбор 1-комнатной квартиры, площадью 40,4 кв.м. по адресу: "адрес" по квоте ОАО "ТАНЕКО".
12 июня 2010 года заключен брак между К.М.Н. и С.Э.Р., которой в последующем была присвоена фамилия К ... В период брака у К. 20 апреля 2012 года родился сын - К. A.M., что подтверждается свидетельством о рождении.
20 мая 2012 года К.М.Н. подал в адрес исполнительного комитета заявление о внесении изменений в реестр НО "ГЖФ при Президенте РТ" у семьи с уникальным номером ... и просил включить в состав семьи жену К.Э.Р. и ребенка К. A.M. На заявлении имеется подпись К.Э.Р.
По случаю рождения ребенка К. получили государственную поддержку в сумме 200000 руб.
28 января 2013 года брак между К.М.Н. и К.Э.Р. расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка N7 Нижнекамского района и г.Нижнекамска.
06 мая 2013 года общественной жилищной комиссией по социальной ипотеке при Исполнительном комитете г.Нижнекамска утвержден список по социальной ипотеке, представленный предприятиями и бюджетными организациями города, в котором также имелось учетное дело К.Э.Р.
Распоряжением ... руководителя Исполнительного комитета г.Нижнекамска произведена регистрация новых Заявителей с членами семьи в Сводный список по РТ и учетные дела, в том числе истца, направлены НО "ГЖФ при Президенте РТ".
В ходе проверки документов истца, НО "ГЖФ при Президенте РТ" пришла к выводу, что истица не имеет право на повторное улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки, так как ранее уже участвовала, как член семьи К.М.Н., которому произведена выплата государственной поддержки в размере 200000 руб. В связи с этим НО "ГЖФ при Президенте РТ" возвратил учетное дело истицы в Исполнительный комитет г.Нижнекамска.
Согласно ответу начальника отдела жилищной политики исполнительного комитета г.Нижнекамска от 30 июня 2015 года ... К.Э.Р. разъяснено, что она ранее состояла на учете по программе социальной ипотеки с уникальным номером ... и осуществила выбор квартиры. Для повторного участия ей необходимо подтвердить выделения квоты предприятия ОАО "Нижнекамскнефтехим" ее семье.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что прием заявлений от заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется исключительно органами местного самоуправления либо должностными лицами, назначенными приказом руководителя организации независимо от формы собственности, участвующей в финансировании развития жилищного строительства, которые также рассматривают заявления граждан и формируют учетные дела. А основанием регистрации учетного дела является распоряжение руководителя органа местного самоуправления. Таким образом, ответчики, к которым предъявляются исковые требования о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не уполномочены на подобные действия в силу закона. Кроме того, истица в настоящий момент работником ОАО "Нижнекамскнефтехим" не является.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отказал в назначении по делу почерковедческой экспертизы, отклоняется судебной коллегией, поскольку обстоятельство, для установления которого такая экспертиза проводится, не является юридически значимым для настоящего дела исходя из заявленных истцом оснований иска.
Ссылка в решении суда на нормы Кодекса административного судопроизводства РФ (ст. 175, 176, 178), аналогичные которым содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РФ, на правильность принятого по делу решения не влияют, поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции по существу в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Согласно п.6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу п. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамскоо городского суда Республики Татарстан от 13 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Э.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.