Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Габидуллиной А.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Х.Ф.А. на решение Приволжского районного суда г.Казани от 30 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Х.Ф.А. к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казаии" о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, обязании осуществить постановку на соответствующий учет отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Х.Ф.А. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х.Ф.А. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее по тексту МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани") о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, обязании осуществить постановку на соответствующий учет. В обоснование иска указано, истица проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 23,50 кв.м. Также в данном жилом помещении зарегистрированы еще три человека. Истица осуществляет трудовую деятельность в ООО "Стоматологическая поликлиника ... ". Истица обратилась в Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в чем распоряжением N729р от 26 мая 2015 года ей было отказано со ссылкой п.5.2. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года в связи с осуществлением трудовой деятельности в организации, не участвующей в финансировании социальной ипотеки. С данным решением истица не согласилась и указала, что организация, где она осуществляет трудовую деятельность - ОАО "Стоматологическая поликлиника N5" в г.Казани, осуществляет в качестве основного направления деятельности оказание бесплатной помощи жителям города в рамках выполнения государственного заказа, кроме того в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 декабря 2014 года "Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017гг." включена в число учреждений здравоохранения, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной помощи на территории Республики Татарстан и участвующих в Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", а также является получателем бюджетных средств по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатно медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 года.
Истица просила признать незаконным Распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани от 26 мая 2015 года N729р, которым Х.Ф.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, обязать МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани" осуществить постановку Х.Ф.А. с семьей в составе четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В судебном заседании Х.Ф.А. исковые требования поддержала.
Представитель МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани" - З.Н.Р. иск не признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО "Стоматологическая поликлиника N5" г.Казани - В.Н.Х. исковые требования поддержала.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Х.Ф.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В жалобе отмечается, что основным направлением деятельности ООО "Стоматологическая поликлиника N 5" г. Казани является оказание бесплатной помощи жителям города в рамках выполнения государственного заказа. Считает, что имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан" социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами: правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Согласно п.3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 г. N190) норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
Согласно п.5.2 Правил основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства
Согласно п.10 Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка;
отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;
В соответствии с п.2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N366 (ред. от 03 февраля 2010 года) "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом:
для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья;
для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года;
для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья.
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N 366 (ред. от 03 февраля 2010 года) предоставление жилья по социальной ипотеке гражданам происходит в рамках устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан квот, в том числе:
квоты предприятий - для работников предприятий, участвующих в финансировании социальной ипотеки (далее - работники предприятий);
бюджетной квоты - для работников бюджетной сферы;
квоты неотложников - для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке.
Из материалов дела следует, что Х.Ф.А. трудоустроена в ООО "Стоматологическая поликлиника N5" в г.Казани в качестве санитарки кабинета хирургии лечебного отделения N1 с 01 февраля 2013 года на основании Приказа N3-П от 01 февраля 2013 года по настоящее время.
Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 26 мая 2015 г. N729р Х.Ф.А., с "дата" постоянно зарегистрированной на общей площади 23,50 кв.м. по адресу: "адрес" (зарегистрировано четыре человека), трудоустроенной в ООО "Стоматологическая поликлиника ... " было отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки на основании п.5.2. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года в связи с осуществлением трудовой деятельности в организации, не участвующей в финансировании социальной ипотеки.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Стоматологическая поликлиника N5" г.Казани включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016-2017 года. Данная организация, в том числе осуществляет деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по Территориальной программе обязательного медицинского страхования в 2015 году. Финансово-хозяйственный план по Территориальной программе обязательного медицинского страхования РТ на 2015 года подтверждает факт получения ООО "Стоматологическая поликлиника" N5 целевых бюджетных субсидий на выполнение условий вышеуказанной Территориальной программы в сумме 16268917 руб. 37 коп.
Разрешая требования истца и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что истица не имеет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку истица не является работником бюджетной организации. ООО "Стоматологическая поликлиника N5" г.Казани не является бюджетной организацией, а также не участвует в финансировании социальной ипотеки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, то обстоятельство, что ООО "Стоматологическая поликлиника N5" г.Казани является получателем средств обязательного медицинского страхования и межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан, передаваемых Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на дополнительное финансовое обеспечение реализации Территориальной программы ОМС в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, не влияет на организационно-правовой статус данного юридического лица, поскольку указанное финансирование носит целевой характер и не может исключать функционирования деятельности организации за счет иных источников, в том числе за счет осуществления коммерческой деятельности.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом судебного исследования и были признаны несостоятельными с приведением в решении убедительных мотивов.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 30 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Ф.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.