Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
с участием прокурора Грековой Л.Р.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по иску Шевченко "данные изъяты" к Межмуниципальному управлению МВД России "Красноярское" об установлении ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью
по апелляционной жалобе Шевченко А.И.
на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 23 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шевченко "данные изъяты" к Межмуниципальному управлению МВД России "Красноярское" об установлении ежемесячной компенсации в возмещении вреда здоровью оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевченко А.И. обратился в суд с иском к МУ МВД России "Красноярское" об установлении и взыскании ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Требования мотивированы тем, что 25.12.1997 г. был уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья, в связи с получением травмы при исполнении служебных обязанностей и установлением инвалидности. Решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 12.06.2011 г. ему установлена к выплате компенсация в виде разницы между получаемым на день увольнения со службы денежным довольствием и пенсией по инвалидности в сумме "данные изъяты" ежемесячно с учетом последующего повышения денежного довольствия сотрудников.
Истец полагал, что имеет право на получение компенсации возмещения вреда здоровью за период с марта 2012 года по февраль 2015 года и начиная с 01.03.2015 г. ежемесячно, рассчитанной в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590, исходя из оклада месячного денежного содержания, с учетом надбавки за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления ему пенсии с марта 2012 года, увеличенных на коэффициент 1,55, с учетом районного коэффициента 1,2 и северной надбавки 30%, с учетом выплачиваемой ему пенсии по инвалидности, а также с учетом выплачиваемой по решению суда от 12.06.2011 г. компенсации в возмещение вреда здоровью.
Просил возложить на ответчика обязанность по выплате ему с 01.03.2015 г. ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью в сумме "данные изъяты"; взыскать задолженность компенсации, рассчитанную с учетом районного коэффициента за период с марта 2012 года по февраль 2015 года в сумме "данные изъяты", а также денежную компенсацию за несвоевременную выплату указанной суммы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шевченко А.И. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Помощником прокурора Ленинского района г.Красноярска Сторожевой О.А. в материалы дела представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Шевченко А.И., представителя ответчика МУ МВД России "Красноярское" Кирееву Э.Н., заслушав заключение прокурора, полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у истца в период действия Закона РФ от 18.04.1991 г. N1026-1 "О милиции", действовавшего на момент увольнения истца со службы и утратившего силу с 01.03.2011 г.
В соответствии с частями 3 и 4 ст.29 Закона РФ "О милиции" при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Разработанная в соответствии со ст.29 указанного Закона Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции, утвержденная Приказом МВД России от 31.05.1993 г. N260, действовавшая на момент увольнения истца со службы и утратившая силу в связи с изданием Приказа МВД России от 15.10.1999 г. N805, определяла порядок оформления документов и выплаты единовременных пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение материального ущерба сотрудникам милиции, а также членам их семей и иждивенцам.
С 01.03.2011 г. введен в действие Федеральный закон от 07.02.2011 г. N3-ФЗ "О полиции".
Частью 6 ст.43 Федерального закона "О полиции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до внесения в нее изменений Федеральным законом от 12.02.2015 г. N15-ФЗ) предусматривалось, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Согласно ч.7 ст.43 Федерального закона "О полиции", размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Действие положений указанных норм также распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (ч.2 ст.56 Федерального закона "О полиции").
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590, вступившим в силу с 26.08.2012 г. (далее - Инструкция от 18.06.2012 г. N590).
В соответствии с п.17 Инструкции от 18.06.2012 г. N590 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Приказами МВД России от 19.03.2014 г. N165 и от 22.04.2015 г. N459), размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 г. до 01.01.2012 г., а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012 г., с коэффициентом 1,55.
Согласно подпункту "а" п.23 Инструкции (в редакции, действовавшей до 26.08.2014 г.) для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации представляются заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
19.02.2013 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.01.2013 г. N70 "О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", утвердившее Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил учреждение медико-социальной экспертизы выносит заключение об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника с указанием наименования увечья или иного повреждения здоровья в соответствии с перечнем увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности, согласно приложению N1 либо об отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника. На основании заключения об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел принимает решение о выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.6 ст.43 Федерального закона "О полиции".
Таким образом, по смыслу положений частей 6 и 7 ст.43 Федерального закона "О полиции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 23.02.2015 г.) для выплаты (перерасчета) сотруднику органов внутренних дел ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью необходимо было установление ряда обязательных условий, в том числе установление стойкой утраты им трудоспособности вследствие увечья или иного повреждения здоровья, причиненного сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы, в процентах.
Федеральным законом от 12.02.2015 г. N15-ФЗ часть 6 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" изложена в следующей редакции: при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Помимо этого, Приказом МВД России от 22.04.2015 г. N459 исключены с 05.06.2015 г. пункты 17-18 Инструкции от 18.06.2012 г. N590, а также установленное подпунктом "а" п.23 Инструкции требование о предоставлении кадровым подразделением в комиссию документов об установлении гражданину стойкой утраты трудоспособности (степени утраты трудоспособности в процентах).
Таким образом, на день рассмотрения судом настоящего иска подпункт "а" п.23 Инструкции от 18.06.2012 г. N590 изложен в следующей редакции (действующей с 05.06.2015 г.): для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются: заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении группы инвалидности и их причине.
При таких данных, из анализа вышеуказанных норм права следует, что действующее законодательство предполагает заявительный порядок для реализации гражданином права на перерасчет назначенных до 01.01.2012 г. выплат в возмещение вреда здоровью, поскольку с 01.01.2012 г. произошло увеличение денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел путем качественного и количественного изменения состава денежного довольствия с изменением структуры ежемесячных и иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шевченко А.И. с 1980 г. по 1986 г. и с 1994 г. проходил службу в органах внутренних дел, в период службы 30.05.1997 г. ему был установлен диагноз "клещевой энцефалит".
На основании свидетельства о болезни N 7225 от 24.09.1997 г. он признан не годным к военной службе вследствие военной травмы (установлена заключением служебной проверки от 24.09.1997 г.).
В связи с этим, приказом МВД УВД Свердловского района г.Красноярска от 25.12.1997 г. N81л/с капитан милиции Шевченко А.И. уволен из органов внутренних дел с этого же дня по пункту "ж" ч.1 ст.58 Положения о службе о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни).
29.01.2003 г. при освидетельствовании в ФГУ "Бюро медико-социальной экспертизы Свердловского района" Шевченко А.И. признан инвалидом 2 группы по причине "военная травма", инвалидность установлена бессрочно. На этом основании он является получателем пенсии по инвалидности с материальным обеспечением.
Решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 12.06.2011 г. на МУ МВД РФ "Красноярское" была возложена обязанность по выплате истцу ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" с последующим повышением в порядке, установленном действующим законодательством.
В ходе рассмотрения данного дела судом в отношении Шевченко А.И. назначалась медико-социальная экспертиза в Бюро N4 ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России, в соответствии с заключением которого истцу 14.07.2015 г. установлена стойкая утрата трудоспособности.
Обратившись в суд с настоящим иском истец полагал, что с учетом изменений действующего законодательства, внесенных Инструкцией от 18.06.2012 г. N590, ответчиком производится неправильное начисление положенных ему выплат, в связи с чем необходим их перерасчет за период с марта 2012 г. по февраль 2015 г., с учетом нового правового регулирования.
Между тем, как установлено судом и усматривается из материалов дела, Шевченко А.И. с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в МУ МВД России "Красноярское" не обращался, степень стойкой утраты трудоспособности государственной медико-социальной экспертной комиссией впервые ему определена 14.07.2015 г. (л.д.79-86). В этой связи, вопрос о выплате ежемесячной денежной компенсации комиссией в отношении Шевченко А.И. не рассматривался и соответствующих решений по этому вопросу не принималось.
При таких данных, разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.6 ст.43 Федерального закона "О полиции", а также требованиями Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590, обоснованно исходя из того, что Шевченко А.И. не соблюден установленный Инструкцией порядок обращения для назначения (перерасчета) и выплаты ежемесячной денежной компенсации, а также не предоставлены в адрес ответчика необходимые документы, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных им исковых требований к МУ МВД России "Красноярское".
Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на вышеуказанных нормах материального права и обстоятельствах дела.
Вместе с тем, истец имеет право на получение указанной компенсации, выплачиваемой ему по ранее действовавшему законодательству, в связи с чем ответчик обязан производить ему выплаты этой компенсации в ранее установленном судом размере. Кроме того, истец не лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации, с приложением предусмотренных законом документов.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного исследования в суде первой инстанции и обоснованно не приняты им во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 23 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шевченко А.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.