Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Тихоновой Т.В., Кучеровой С.М.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу председательствующего судьи Емельянова В.А. административное дело по заявлению Зубайрова "данные изъяты" к Администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка
по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Илюшенко Ю.Н.,
по апелляционной жалобе руководителя Администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района Веселовского С.М.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 16 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Зубайрова "данные изъяты" к Администрации сельсовета п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации сельсовета п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района по не рассмотрению по существу заявления (от 05.05.2015 г. вх.N231) об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Зубайрову "данные изъяты" земельного участка, расположенного Емельяновский район, "данные изъяты", согласно приложенной схеме расположения участка.
Обязать Администрацию сельсовета п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района повторно рассмотреть заявление (от 05.05.2015 г. вх.N231) путем принятия решения об утверждении и выдаче Зубайрову "данные изъяты" схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край Емельяновский район, "данные изъяты" согласно приложенной схеме расположения участка, изготовленной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубайров М.С. обратился в суд к Администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района с административный иском о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка.
Требования мотивированы тем, что 05.05.2015 г. подал заявление в Администрацию сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района, а также в МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема КПТ) из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "приусадебный участок личного подсобного хозяйства", расположенного согласно ориентира: Красноярский край, Емельяновский район, "данные изъяты" Однако истцу было отказано со ссылкой на необходимость подачи заявления о предварительном согласовании указанного земельного участка. При этом, ранее данный земельный участок сторонами уже был согласован.
Просил признать незаконными действия по не утверждению и не выдаче схемы расположения земельною участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории согласно ориентира: Красноярский край, Емельяновский район, п. Памяти 13 Борцов, ул. Карла Маркса, 3 "а" из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "приусадебный участок личного подсобного хозяйства"; обязать утвердить и выдать схему КПТ данного земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах представитель МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Илюшенко Ю.Н., а также руководитель Администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района Веселовский С.М., просят об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителя административного ответчика руководителя Администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района Веселовского С.М., представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Горовенко В.С., административного истца Зубайрова М.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп.14); земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (пп.15).
В силу ст.39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан осуществляется и устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.29.4 Закон Красноярского края от 04.12.2008 г. N7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).
В случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в п.3 ст.29.6 настоящего Закона.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4).
Пунктом 16 ст.11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 данной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу п.19 ст.11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
До 02.07.2015 г. на территории Емельяновского района Красноярского края действовало Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район, утвержденное Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06.03.2013 г. N39-189Р (утратило силу, в связи с изданием Решения Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 24.06.2015 г. N58-345Р, вступившего в силу 02.07.2015 г.), в соответствии с которым, рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагалось на МКУ "УправЗем" (п.3.2).
Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривал заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовил мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством РФ в течение 30 дней со дня поступления заявления (п.5.1.1.).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Зубайров М.С. 05.05.2015 г. обратился к руководителю администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в "данные изъяты" (вх.231 от 05.05.2015 г.).
К данному заявлению прилагались в том числе копия заявления о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, копия акта от 13.02.2015 г. местоположения границ земельного участка, подготовленная Зубайровым М.С. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (схема КПТ), каталог координат в электронном виде, постановление от 21.04.2015 г. N36 о присвоении адреса земельному участку.
Аналогичное заявление Зубайрова М.С. поступило в МКУ "УправЗем" (вх.N2999 от 07.05.2015 г.).
Письмом от 28.05.2015 г. руководителем администрации сельсовета Памяти 13 Борцов на заявление Зубайрова М.С. (вх. с/с 231 от 05.05.2015 г., вх. "УправЗем" N2999 от 07.05.2015 г.) отказано в формировании и предоставлении земельного участка, указав, что схема КПТ входит в состав заявления о предварительном согласовании места размещения земельного участка и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, которое, в свою очередь, должно соответствовать ст.39.15 ЗК РФ.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании ч.11 ст.236 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество, как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Поскольку в рассматриваемой ситуации административный истец выражает несогласие с действиями (бездействием) органа местного самоуправления, просит признать их незаконными, не требуя при этом признания права на земельные участки, суд первой инстанции правильно указал, что административным истцом был избран допустимый способ зашиты прав.
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходил из того, что у ответчика возникла обязанность в месячный срок рассмотреть заявление Зубайрова М.С. и либо утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче схемы, путем направления заявителю мотивированного сообщения, по основаниям, предусмотренным законодательством. Вместе с тем, административными ответчиками заявителю было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, по сути без рассмотрения заявления по существу. Координаты точек земельного участка определены не были.
При этом судом, на основании оценки имеющихся в деле доказательств, было установлено, что испрашиваемый Зубайровым М.С. земельный участок располагается среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет и которые являются земельными участками из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Как указал суд первой инстанции, ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в указанных заявителем каталогах координат узловых и поворотных точек планируемых к формированию земельных участков существуют иные объекты права, не представлены данные о принятии решений о более раннем согласовании для иных лиц схем, не представлено доказательств поступления иных заявлений о предоставлении земельных участков в указанном заявителем месте от иных граждан, не представлены сведения о наличии исключительных прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок на момент обращения с заявлениями, не представлено доказательств отнесения территориальной зоны, определенной в представленных заявителем схемах в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы, не предоставлены доказательства невозможности образования земельного участка в указанных заявителем местах, а также не представлено доказательств, препятствующих в принятии решения, либо невозможности принятия решения об утверждении схемы.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации сельсовета о том, что Зубайровым М.С. не были выполнены требования, предъявляемые к содержанию заявления, а также к заявлению не приложены необходимые документы в полном объеме, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку в жалобе говорится о требованиях к заявлению о предоставлении земельного участка, в то время как судом признан незаконным отказ, связанный с рассмотрением заявления об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Другие доводы жалоб не содержат обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, поскольку они направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Илюшенко Ю.Н., руководителя Администрации сельсовета Памяти 13 Борцов Емельяновского района Веселовского С.М. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.