Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Т.А.
и судей Баталовой С.В., Митяниной И.Л.
при секретаре Криницыной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 22 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение от 07 ноября 2014 года N1/127 УМВД России по Кировской области "Об утверждении протокола комиссии от 07 ноября 2014 года N17" в части определения размера единовременной социальной выплаты Ожегину А.А.
Признать незаконным распоряжение МВД России от 09.12.2014г. N1/11205 в части предоставления единовременной социальной выплаты Ожегину А.А.
Обязать УМВД России по Кировской области произвести расчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении Ожегина А.А. исходя из размера жилого помещения, положенного на семью из двух человек - 42 кв.м.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ожегин А.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Кировской области, МВД России, в котором просил признать незаконным распоряжение от 07 ноября 2014 года N1/127 УМВД России по Кировской области "Об утверждении протокола комиссии от 07 ноября 2014 года N17" в части определения размера единовременной социальной выплаты, признать незаконным распоряжение МВД России от 09.12.2014г. N1/11205 в части предоставления единовременной социальной выплаты, обязать УМВД России по Кировской области произвести расчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении истца, исходя из размера жилого помещения на семью из двух человек - 42 кв.м.
В обоснование требований указал, что является действующим сотрудником полиции, проходит службу в должности инспектора отделения по работе с личным составом отряда мобильного особого назначения, состоит на учете с семьей в составе 2-х человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 03.07.2012г. под N170. В соответствии с распоряжением от 07.11.2014г. N1/157 "Об утверждении протокола комиссии" истцу произведен расчет единовременной социальной выплаты, исходя из размера общей площади занимаемых жилых помещений 17,03 кв.м. При расчете учтена норма предоставления жилой площади в размере 42 кв.м. на семью из 2-х человек и занимаемая истцом комната в коммунальной квартире площадью 24,97 кв.м. Расчет произведен ответчиком со ссылкой на п.29 Постановления Правительства РФ от 30.11.2011г. за N1223. Истец указал, что, поскольку вместе с супругой он проживает в комнате коммунальной квартиры, площадь занимаемого ими жилого помещения не должна учитываться при определении размере единовременной социальной выплаты. Расчет произведен в меньшем размере, что является нарушением прав истца.
Судом постановлено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе исковых требований. Распоряжением УМВД России по Кировской области от 07.11.2014г. определено право Ожегина А.А. на предоставление ЕСВ из расчета 17,03 кв.м. на семью. Предоставление ЕСВ Ожегину А.А. осуществлено на основании распоряжения МВД России от 09.12. 2014г. Исковое заявление Ожегин А.А. подал в июне 2015 года, денежные средства перечислены ему были на указанный им счет 25.12.2014г. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ истец данные распоряжения не обжаловал, им пропущен срок исковой давности. В соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 30.12. 2011г. ( в редакции от 12.12.2014г.) "О предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам внутренних дел" следует, иметь ввиду, если сотрудник милиции и члены его семьи имеют жилые помещения принадлежащие на праве собственности или по договору социального найма, социальная выплата рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади и общей площадью имеющихся жилых помещений. Указанное положение в соответствии с п.5 ст. 4 данного ФЗ не распространяется, если сотрудник и его семья проживают в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Ожегин А.А. не проживает в своей коммунальной квартире по адресу "адрес" С 19.09. 2008г. имеет постоянную регистрацию "адрес", которая в период с 14.03.2008г. по 06.04.2011г. принадлежала на праве собственности супруге истца - ФИО2, после продажи указанной квартиры родственнику, Ожегин А.А. остался в ней зарегистрирован. В ноябре 2014г. на кануне получения ЕСВ предоставил справку о временной регистрации с 31.10.2014г. по 30.04.2015г. по адресу "адрес". Суд не принял во внимание, что из копий документов служебной проверки, соседи Ожегина А.А. подтвердили, что Ожегин А.А. не проживает в коммунальной квартире в течение последних двух лет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД России по "адрес" по доверенности Кофарова Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении, Ожегин А.А. и его представитель адвокат Гриневич В.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец Ожегин А.А. проходит службу в органах внутренних дел с 23.03.1989 года по настоящее время.
Супруге истца ФИО2. по договору социального найма N 12/1231 от 11.12.2012 г. предоставлена комната в коммунальной квартире, общей площадью 24,97 кв.м., жилой площадью 12 кв.м., расположенная по адресу: "адрес"
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и его супруга не имеют.
29.06.2012 г. Ожегин А.А. обратился в УМВД России по Кировской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его и членов его семьи - супруги ФИО2 и дочери ФИО3, "дата" года рождения, которая на момент подачи заявления является учащейся.
Решением комиссии УМВД России по Кировской области, изложенном в протоколе N 15 от 27.08.2012 г., истец с семьей в составе 3-х человек (он, жена и совершеннолетняя дочь) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с 03.07.2012 г. под N 170.
Решением комиссии УМВД России по Кировской области, изложенном в протоколе N 16 от 07.11.2014 г., внесены изменения в учетное дело Ожегина А.А. в связи с тем, что совершеннолетняя дочь истца не обучается в образовательных учреждениях по очной форме обучения, постановлено считать Ожегина А.А. принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из 2-х человек (он и жена). Указанным решением комиссии определена потребность семьи сотрудника в жилой площади - 17,03 кв.м., при этом такая площадь определена как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения на семью из 2-х человек (42 кв.м.) и общей площадью жилого помещения (24,97 кв.м.) в коммунальной квартире по адресу: "адрес", предоставленной супруге истца по договору социального найма.
На основании решения комиссии УМВД России по Кировской области, изложенного в протоколе N 1/127 от 07.11.2014 г., определен размер единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения - "данные изъяты" рублей 44 копейки.
На основании распоряжения МВД России Ожегину А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей 44 копейки.
Указанная сумма перечислена Ожегину А.А. по платежному поручению N 417584 от 25.12.2014 г.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец и члены его семьи - дочь и супруга вместе проживают в комнате в коммунальной квартире, следовательно, алгоритм расчета единовременной выплаты, установленный пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. N 1223) применению не подлежит; истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, исходя из размера жилого помещения, положенного на семью из двух человек - 42 кв.м., в связи с чем УМВД России по Кировской области обязано произвести расчет единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, исходя из указанного размера жилой площади.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2); при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 названной нормы).
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. N 1223, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Редакция Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. N 1223, действующая до 24.06.2015 г. (на момент возникновения спорных правоотношений), предусматривала, что вышеуказанное положение пункта 29 названных Правил не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3-5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.
Согласно редакции, действующей с 24.06.2015 г., указанное в пункте 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. N 1223 положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3, 4 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец с семьей проживает в комнате коммунальной квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Между тем, суд не принял во внимание имеющиеся в материалах дела документы, которые были представлены ответчиком, а именно, копии материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке Ожегина А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты, материалы служебной проверки, проведенной УМВД России по Кировской области в отношении Ожегина А.А.
Как следует из материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в комнате по адресу: "адрес" постоянно зарегистрированы наниматель ФИО2 и ее дочь ФИО3, истец Ожегин А.А. по данному адресу зарегистрирован временно на период с 31.10.2014 г. по 30.04.2015 г.
Ожегин А.А. с 19.09.2008 г. имеет регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: "адрес" квартире, принадлежащей ФИО3
Ранее, а именно, с 14.03.2008 г. по 06.04.2011 г. квартира по адресу: "адрес" принадлежала супруге истца на основании справки жилищно-строительного кооператива " "данные изъяты"" от 19.02.2008 года. То есть указанная квартира, площадью 37,2 кв.м., была приобретена супругой истца, указано основание справка жилищно-строительного кооператива в период брака с истцом, затем на основании договора от 31.03.2011г. передана ФИО3, право собственности зарегистрировано 06.04.2011г.
Кроме того, из материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты усматривается, что истцом в комиссию УМВД России по Кировской области в целях получения единовременной социальной выплаты на семью в составе трех человек (истец, его жена и дочь) были предоставлены сведения, не соответствующие действительности, а именно, справка о том, что совершеннолетняя дочь истца обучается в образовательном учреждении. Истец с семьей в составе 3-х человек был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты, однако впоследствии в УМВД России по Кировской области на основании запроса поступили сведения из образовательной организации о том, что дочь истца - ФИО3 не является студентом данной образовательной организации. В связи с этим решением комиссии УМВД России по Кировской области, изложенном в протоколе N 16 от 07.11.2014 г., были внесены изменения в учетное дело Ожегина А.А., постановлено считать Ожегина А.А. принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из двух человек (он и жена).
После подачи Ожегиным А.А. иска в суд УМВД России по Кировской области в целях защиты своих прав и представления доказательств провело служебную проверку в отношении Ожегина А.А.
В рамках данной проверки были допрошены граждане, проживающие в комнатах в коммунальной квартире N по адресу: "адрес", то есть, в комнатах, соседних с комнатой, предоставленной супруге истца по договору социального найма.
Указанные граждане пояснили, что примерно 1,5-2 года назад Ожегин А.А. с семьей съехали из комнаты по указанному адресу, после их отъезда в комнате проживают разные люди, в октябре-ноябре 2014 года Ожегин А.А. с женой временно проживали в комнате, так как делали там ремонт, в ноябре 2014 года они снова выехали из данного жилого помещения.
Таким образом, в результате служебной проверки было установлено, что истец с семьей не проживает в коммунальной квартире по адресу: "адрес" в течение последних двух лет, то есть в течение 2013-2014 годов.
Результаты проведенной служебной проверки истец не оспаривал, ходатайство о вызове в суд свидетелей, давших показания в рамках проведения данной проверки, не заявлял. Оснований не доверять объяснениям граждан, опрошенных в рамках проведения служебной проверки, у судебной коллегии не имеется.
Однако судом первой инстанции в обжалуемом решении не дана оценка указанным письменным документам, которыми подтверждается, что истец Ожегин А.А. с семьей не проживает в комнате в коммунальной квартире по адресу: "адрес" в течение последних лет, истец имеет постоянную регистрацию по адресу: "адрес".
Кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание факт предоставления истцом недостоверных сведений об обучении его совершеннолетней дочери в образовательной организации. По мнению судебной коллегии, данные действия Ожегина А.А., направленные на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, необходимо учитывать при оценке всех установленных по делу обстоятельств и разрешении спора по существу.
Поскольку из представленных документов следует, что истец Ожегин А.А. с семьей в коммунальной квартире по адресу: "адрес" не проживает в течение последних лет, учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ, судебная коллегия считает, что распоряжение от 07.11.2014 г. N1/127 УМВД России по Кировской области "Об утверждении протокола комиссии от 07.11.2014 г. N17" в части определения размера единовременной социальной выплаты Ожегину А.А. и распоряжение МВД России от 09.12.2014 г. N1/11205 в части предоставления единовременной социальной выплаты Ожегину А.А. требованиям закона соответствуют.
Расчет выплаты истцу единовременной социальной выплаты осуществлен с учетом положений пункта 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. N 1223 во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона 19.07.2011 г. N 247-ФЗ, в соответствии с которыми при расчете учтена площадь, предоставленная члену семьи сотрудника - его супруге ФИО2 по договору социального найма в ином жилом помещении, площадью 24,97 кв.м. Данный расчет единовременной социальной выплаты, произведенный ответчиком, является правильным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, и не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Ожегина А.А.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 29 сентября 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ожегина А.А. к УМВД России по Кировской области, МВД России о признании их действий незаконными, об обязании произвести перерасчет размера единовременной социальной выплаты отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.