Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей областного суда Мамаевой Н.А., Едигаревой Т.А.,
при секретаре Калабиной А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 23 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе на решение Слободского районного суда Кировской области от 21 октября 2015 года, которым постановлено: признать за Сухотиной И.Ю. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Слободскому району Кировской области назначить Сухотиной И.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата".
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Лысовой Т.В., судебная коллегия
установила:
Сухотина И.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе о назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование требований указывает, что решением пенсионного органа от "дата" Сухотиной И.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный трудовой стаж не были включены периоды работы в качестве старшей пионерской вожатой "данные изъяты" средней школы с "дата" по "дата", период обучения в "данные изъяты" государственном педагогическом институте с "дата" по "дата", период нахождения на курсах повышения квалификации. С учетом включения указанных периодов в льготный трудовой стаж просила назначить досрочную трудовую пенсию с "дата".
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе с решением суда не согласно в части включения в специальный стаж истца периода обучения в институте, назначении пенсии, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указано, что периоды обучения с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" необоснованно включены в специальный стаж, поскольку на дату окончания обучения Постановление Совмина РСФСР от 17.12.1959 N 1397 прекратило действие, оснований для включения времени обучения в специальный стаж не имеется.
Сухотина И.Ю. в возражениях указывает, со ссылкой на позиции Конституционного Суда РФ, что Положение от 17.12.59 N 1397 действовало на момент начала ее обучения и большую его часть, поэтому подлежит применению при исчислении педагогического стажа. Иное применение пенсионного законодательства противоречило бы приведенной выше позиции Конституционного Суда РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Иванову И.В., поддержавшую доводы жалобы, истца Сухотину И.Ю., возражавшую против аргументов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, до поступления в институт Сухотина И.Ю. работала в должности старшей пионерской вожатой "данные изъяты" средней школы "адрес" с "дата" по "дата", что подтверждается копией трудовой книжки.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и утратившего силу с 01.10.1993, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
С "дата" по "дата" Сухотина И.Ю. обучалась в Вятском государственном педагогическом университете (л.д.23).
Согласно справке от "дата" N Сухотина И.Р. находилась в академическом отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" (л.д.32).
"дата" Сухотина И.Ю. принята учителем иностранных языков в среднюю школу N "адрес".
Решением УПФР в "адрес" от "дата" Сухотиной И.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.13-14).
Указано, что период обучения с "дата" по "дата" не подлежит включению в специальный стаж, так как непосредственно за ним не следовала педагогическая деятельность; период обучения с "дата" по "дата" не подлежит включению в стаж, поскольку включение периода обучения в специальный стаж не предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 N 463.
Решением пенсионного органа в специальный стаж включен период отпуска по уходу за ребенком до "дата".
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец начал обучаться в институте, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
Пунктом 2 данного положения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Пунктом 3 приложения N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (вместе с Порядком зачета педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских орган службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях), утвержденной Приказом Минпроса СССР 16.05.1985 N94, действовавшей в спорный период, предусматривалось, что учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывалось время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала, и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы.
Суд первой инстанции установили материалами дела подтверждается, что непосредственно перед поступлением в университет Сухотина И.Ю. с "дата" по "дата" работала старшей пионервожатой в "данные изъяты" средней школе "адрес". После окончания института истец был принят на работу учителем иностранных языков в школу N "адрес" с "дата".
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием указанного закона (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Поскольку Сухотина И.Р. находилась в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата", данный период обоснованно не включен в специальный стаж.
По смыслу положений ст.72,74,78 Закона РСФСР "О народном образовании", Закона РФ "Об образовании" под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Лицам, окончившим высшие учебные заведения, выдается диплом.
Таким образом, весь период обучения, за исключением академического отпуска предоставленного по медицинским показаниям (Инструктивно-методические указания о порядке предоставления академических отпусков студентам высших и средних специальных учебных заведений по медицинским показаниям, утвержденных Минздравом СССР 17.08.1964, Минвузом СССР 09.09.1964), подлежит включению в специальный педагогический стаж.
Таким образом, с учетом Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж Сухотиной И.Ю. время обучения в "данные изъяты" государственном педагогическом институте с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Доводы апелляционной жалобы о том, что к моменту окончания обучения Сухотиной И.Ю. в институте Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 прекратило действие, не принимаются судебной коллегией как не влияющие на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, 19, ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце 7 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Материалами дела подтверждается, что на момент зачисления Сухотиной И.Ю. в университет действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, требования об осуществлении педагогической деятельности непосредственно перед поступлением и после окончания учебного заведения соблюдено. Перерывов в обучении истца по неуважительным причинам не имелось.
Таким образом, отказ пенсионного органа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода обучения следует расценивать как ухудшение условий реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Слободского районного суда Кировской области от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.