Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 19 января 2016 г. по делу N 33а-1/2016
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Андрусова В.А.,
- Пестрикова О.В.,
при секретаре - Лесковой К.С., рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ ("Востокрегионжилье") - Парщик Г.С. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 7 октября 2015 года по иску представителя административного истца - Файчук А.С., поданного в интересах военнослужащего войсковой части [N1] "данные изъяты" Лоншакова В.Ю., об оспаривании действий начальника вышеупомянутого учреждения, связанных с отказом в предоставлении ранее распределенного жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В., объяснения представителя административного ответчика - Орловой А.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца - Файчук А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N___ о снятии Лоншакова и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязав названного руководителя отменить это решение и восстановить истца и членов его семьи на указанном жилищном учете.
Этим же решением суд признал незаконным отказ начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" в предоставлении Лоншакову предварительно распределенной квартиры N___ "адрес", обязав названного начальника предоставить истцу на состав семьи из трех человек указанную квартиру.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей просьбы автор апелляционной жалобы, анализируя нормы Жилищного кодекса РФ и Федерального закона "О статусе военнослужащих", делает вывод о том, что, поскольку Лоншаков не выполнил в полном объеме требования закона об освобождении ранее предоставленной ему служебной квартиры, расположенной в г "адрес", он не вправе повторно претендовать на обеспечение жилым помещением за счет средств государства.
Произведенные истцом действия, касающиеся расторжения брака со своей бывшей супругой и снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства не свидетельствуют о совершении Лоншаковым необходимых действий по расторжению договора найма служебного жилого помещения, что облегчило бывшей супруге истца возможность оформить вышеуказанное жилое помещение в свою собственность.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходить к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение или строительство в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системной единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим и членам их семей жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь определенным категориям военнослужащих), так и дополнительные обязанности, в том числе обязанность по сдаче ранее полученного от государства жилья.
Предоставляя определенной в этих нормах вышеназванного Закона категории военнослужащих и членам их семей гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только одни раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает указанную выше обязанность военнослужащего либо членов их семей сдать ранее предоставленное им жилое помещение.
В силу вышеприведенных правовых норм, если военнослужащий либо члены его семьи распорядились полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не могут сдать его в установленном порядке, то такой военнослужащий и члены его семьи не имеют права требовать повторного предоставления им жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления N 8 от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", последующее обеспечение таких военнослужащих и членов их семей жильем осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Как следует из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов, Лоншакову в 2001 году на состав семьи два человека войсковой частью [N2] была предоставлена двухкомнатная квартира "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. При этом на основании постановления Мэра г.Благовещенска Амурской области от 21 мая 2001 года N 1076 на вышеуказанную квартиру Лоншакову 24 мая 2001 года был выдан служебный ордер.
Между тем 28 августа 2003 года Министерством обороны Российской Федерации данная квартира по акту приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, утвержденного Мэром г. Благовещенска Амурской области была передана в муниципальную собственность и с нее был снят статус служебной.
Между тем, согласно представленным в суд апелляционной инстанции документам из комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска предоставленная Лоншакову квартира к категории служебных отнесена не была, а в августе 2003 года по акту приема-передачи была передана в муниципальную собственность.
После состоявшегося в декабре 2013 года развода между Лоншаковым и его супругой - Лоншаковой Е.А. и снятия административного истца с ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по прежнему месту жительства муниципальным казенным учреждением "Благовещенский городской архивный и жилищный центр", действующем от имени собственника вышеуказанного жилого помещения - муниципального образования г.Благовещенска, с бывшей супругой истца 16 февраля 2015 года был заключен договор социального найма на данное жилое помещение, а 16 апреля того же года по заявлению Лоншаковой Е.А. ранее предоставленная ее бывшему супругу квартира была передана в ее личную собственность.
При таких данных, поскольку Лоншаков в настоящее время лишен возможности сдать в государственную или муниципальную собственность долю в ранее предоставленном Министерством обороны Российской Федерации жилом помещении, которая составляет "данные изъяты" кв.м., предварительное распределение ему по извещению N___ от ДД.ММ.ГГГГ в городе Хабаровске на новый состав его семьи (жена и дочь) трехкомнатной квартиры "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. без учета вышеуказанной доли Лоншакова приведет к сверхнормативному обеспечению его жильем.
Таким образом, поскольку административный истец вправе претендовать на обеспечение его жилым помещением только с учетом доли общей площади жилого помещения, ранее представленного ему за счет государства, выводы гарнизонного военного суда о признании незаконным отказа начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" предоставить Лоншакову на состав семьи из трех человек предварительно распределенную квартиру "адрес" и возложении на названное должностное лицо обязанности представить истцу указанную квартиру без каких-либо условий основаны на неправильном применении норм материального права, что влечет внесение судом апелляционной инстанции в обжалуемое судебное постановление соответствующей коррекции.
Что же касается вывода суда в части признания незаконным решения вышеуказанного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N___ о снятии Лоншакова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то он является правильным.
Согласно подпункту " и" пункту 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Лоншаков, ранее проходивший военную службу в г.Благовещенске Амурской области, подлежит досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и в качестве постоянного места жительства после увольнения избрал г.Хабаровск, где и был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание новый состав семьи Лоншакова (3 чел.), а также учетную норму для признания гражданина в г.Хабаровске нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установленную в соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ решением Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года N 109 в 12 кв.м. общей площади на одного человека, истец даже с учетом его доли в ранее предоставленном жилом помещении ( "данные изъяты" кв.м.) является обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что согласно пункту 2 части 1 статьи 51 вышеуказанного кодекса также является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.308, п.2 ст.309, ч.3 ст.310 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 7 октября 2015 года по административному делу по исковому заявлению Файчук А.С., поданному в интересах Лоншакова В.Ю., об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении ранее распределенного жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в части признания незаконным отказа вышеназванного начальника предоставить Лоншакову на состав семьи из трех человек предварительно распределенную квартиру "адрес" и возложении на начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности представить административному истцу вышеуказанную квартиру, отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении вышеперечисленных требований истца.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.