Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 10 декабря 2015 г. по делу N 33а-770/2015
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего: - Кураксина А.С.
и судей - Чепика А.В.,
- Андрусова В.А.,
при секретаре - Лесковой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "воинское звание" Афонина Е.В. об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение"" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения, по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 8 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., объяснения представителя административного истца Бабенко Р.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителя административного ответчика Сафарова Р.А., возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления Афонина Е.В., в котором он просил признать незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение"" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ) от 23 июня 2015 года N о предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения с учетом наличия у его супруги права пользования "данные изъяты" кв.м. жилого помещения, отказано.
В апелляционной жалобе Афонин Е.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда этим обстоятельствам, а также неверным применением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Автор жалобы полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения незаконно применил положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункт 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, поскольку данные нормы права подлежат применению только в случае, если гражданину жилое помещение принадлежит на праве собственности.
Также гарнизонный военный суд не учел, что размер общей площади жилого помещения, занимаемого его супругой с дочерью, составляет "данные изъяты" кв.м. на двоих человек, что свидетельствует об обеспеченности её общей площадью менее учетной нормы, установленной решением Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года в размере 12 кв.м.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что поскольку его супруга каких-либо действий по уменьшению или отчуждению жилого помещения не совершала, ссылка суда на часть 8 статьи 57 ЖК РФ безосновательна.
Помимо прочего, Афонин Е.В. указывает, что порядок расчета жилищной субсидии урегулирован Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемых военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), которые содержат перечень случаев, при которых норматив общей площади жилого помещения подлежит уменьшению. Поскольку данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, вынесенное решение, не соответствующее данным Правилам, является незаконным.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пп. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в статьях 15 и 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", из которых следует, что признанные нуждающимися военнослужащие обеспечиваются жильем за счет Министерства обороны РФ, в том числе путем предоставления жилищной субсидии.
Согласно пункту 16 статьи 15 этого же Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
При расчете субсидии, в соответствии с пунктом 3 Правил, норматив общей площади жилого помещения на семью из двух человек устанавливается в размере 42 кв.м., который подлежит уменьшению в случаях, предусмотренных пунктом 4 этих же Правил.
Как усматривается из материалов дела, супруге административного истца ФИО1 была предоставлена комната N в общежитии, расположенном по адресу: "адрес", на которую впоследствии по решению Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ она и её дочь ФИО2 приобрели право пользования на условиях договора социального найма.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией города Хабаровска и ФИО2, последняя приобрела в собственность комнату общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N. Из копии выписки по квартире, расположенной по вышеназванному адресу, следует, что в ней проживают два человека, собственник - ФИО2 и её мать ФИО1.
Решением начальника ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ от 23 июня 2015 года N Афонину Е.В. на состав семьи из двух человек размер жилищной субсидии уменьшен с 42 кв.м. до 34,85 кв.м. общей площади жилого помещения, с учетом наличия у его супруги права пользования "данные изъяты" кв.м. жилого помещения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии (право пользования жилым помещением), что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как видно из содержания названной нормы права, приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию указанных членов семьи нанимателя. Данная норма права не устанавливает каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения.
Следовательно, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие. Данное право пользования жилым помещением сохраняется за членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу.
Принимая во внимание, что ФИО1 после приватизации её дочерью комнаты, полученной от администрации г. Хабаровска, сохранено право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, предоставление жилищной субсидии без учета доли жилого помещения, предоставленного супруге Афонина Е.В. за счет государства, приведет к сверхнормативному обеспечению его жильем.
Доводы автора жалобы о том, что его супруга не является собственником данного жилого помещения, в силу чего оно не должно учитываться при обеспечении его жилым помещением, судебная коллегия отвергает в связи с тем, что ФИО1 получившая от государства жилое помещение, отказавшись от участия в приватизации в пользу своей несовершеннолетней дочери, распорядилось своим правом на данное жилое помещение по своему усмотрению.
Что касается довода Афонина Е.В. об обеспеченности ФИО1 с дочерью жилым помещением менее учетной нормы, то именно это обстоятельство и позволило должностному лицу принять решение об обеспечении её жилым помещением в составе семьи административного истца.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о законности решения начальника ФГКУ " "Учреждение"" МО РФ о предоставлении жилищной субсидии с учетом жилого помещения в размере "данные изъяты" кв.м., находящегося в пользовании его супруги.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 8 октября 2015 года по административному иску Афонина Е.В. об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение"" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО:
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.