Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего Галимовой P.M.
судей Шушкевич О.В., Зеленовой Е.Ф.
при секретаре Бородатовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска на решение Советского районного суда г.Челябинска от 26 августа 2015 года по иску Самойлова Г.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска о включении периодов трудовой деятельности в стаж, перерасчете размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска - Мельниковой Н.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Самойлова Г.А. - Юриной Е.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самойлов Г.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска (далее ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Челябинска) о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж при расчете размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав путем их конвертации и валоризации периоды работы (с учетом уточнений): с 11 июля 1972г. по 17 февраля 1975г., 27 февраля 1975г. по 18 августа 1975г., 11 сентября 1975г. по 10 декабря 1976г., 15 декабря 1976г. по 12 мая 1977г., 14 июня 1977г. по 11 июля 1978г., 13 июля 1978г. по 15 октября 1979г., 16 октября 1979г. по 12 ноября 1979г., 20 ноября 1979г. по 25 февраля 1985г., 26 февраля 1985г. по 01 июля 1985г., 05 августа 1985г. по 09 сентября 1986г., 09 сентября 1986г. по 07 сентября 1987г., 08 сентября 1987г. по 30 августа 1988г., 02 сентября 1988г. по 20 июня 1989г., 28 июня 1989г. по 31
января 1990г., 02 февраля 1990г. по 01 августа 1990г., 03 сентября 1990г. по 31 декабря 1990г., произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с 01 января 2015 года, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере *** рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере *** руб.
В обоснование иска истец указал, что с 14 апреля 2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости; его общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав, по состоянию на 01 января 2002г. составил 32 года 10 месяцев 26 дней, и стаж, учтенный при валоризации года 8 месяцев 5 дней. Размер пенсии составил *** руб. С 01 января 2015 г. истцу размер пенсии был уменьшен до *** руб. вследствие исключения из общего трудового стажа, учитываемого при расчете размера пенсии и валоризации периодов работы, протекавших на территории Эстонской ССР и республики Эстония с 1972 года по 25 апреля 1991 года и периоды работы с 01 февраля 1994г. по 31 декабря до 2001г., протекавшие на территории Российской Федерации. В соответствии с вновь произведенной оценкой пенсионных нрав истца по состоянию на 01 января 2002г. общий трудовой стаж, учтенный при расчете размера пенсии составил 6 лет 7 месяцев 17 дней и стаж, учтенный при валоризации - 5 лет 7 месяцев 16 дней. Считает решение ответчика по исключению указанных периодов трудовой деятельности из его стажа незаконным, противоречащим нормам Договора о сотрудничестве от 14 июля 2011 года между РФ и Эстонской Республикой.
Истец Самойлов Г.А. в судебном заседании участия не принимал.
Представитель истца Юрина Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г в Советском районе г.Челябинска Мельникова Н.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением суда исковые требования Самойлова Г.А. удовлетворены.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска возложена обязанность включить в общий трудовой стаж Самойлова Г.А. при оценке пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал периоды работы, приобретенные на территории Эстонской Республики (ЭССР) и Российской Федерации (РСФСР) по состоянию на 1 января 2002 года, общей продолжительностью 32 года 10 месяцев 26 дней с применением стажевого коэффициента 0,62; включить в общий трудовой стаж Самойлова Г.А. при валоризации величины расчетного пенсионного капитала периоды его работы, протекавшие на территории Эстонской ССР: с 11 июля 1972г. по
17 февраля 1975г.; с 27 февраля 1975г. по 18 августа 1975г.; с 11 сентября 1975г. по 10 декабря 1976г.; с 15 декабря 1976г. по 12 мая 1977г.; с 14 июня 1977г. по 11 июля 1978г.; с 13 июля 1978г. по 15 октября 1979г.; с 16 октября 1979г. по 12 ноября 1979г.; с 20 ноября 1979г. по 25 февраля 1985г.; с 26 февраля 1985г. по 01 июля 1985г.; с 05 августа 1985г. по 04 сентября 1986г.; с 09 сентября 1986г. по 07 сентября 1987г.; с 08 сентября 1987г. по 30 августа 1988г.; с 02 сентября 1988г. по 20 июня 1989г.; с 28 июня 1989г. по 31 января 1990г.; с 02 февраля 1990г. по 01 августа 1990г.; с 03 сентября 1990г. по 31 декабря 1990г.; возложена обязанность на УПФР в Советском районе города Челябинска произвести Самойлову Г.А. перерасчет размера трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года с учетом включенных в общий трудовой стаж при расчете размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав путем их конвертации и валоризации указанных периодов работы; взысканы в пользу Самойлова Г.А. с УПФР в Советском районе города Челябинска понесенные расходы по уплате госпошлины в размере *** руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере *** руб.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение -Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что согласно формуляру об обращении за пенсией Департамента социального страхования Эстонской Республики от 21 октября 2014 года все спорные периоды работы в Эстонии были учтены в пенсионный стаж при установлении пенсии в Эстонии и не могут быть повторно учтены при установлении пенсии по старости в России; доводы суда о том, что работа до 01 января 1990 года на территории Эстонии подлежит зачету в общий стаж на общих основаниях для валоризации, противоречат условиям Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., так как право на пенсию по старости в России у истца возникло без учета пенсионного стажа, приобретенного по законодательству Эстонии; пункты 3,4 ст.5 Договора, устанавливающие суммирование пенсионного стажа, не могут быть применены, так как они регулируют вопросы назначения пенсии при недостаточности пенсионного стажа, дающего право на назначение пенсии; также судом неверно применены нормы ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец Самойлов Г.А. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен телеграммами, телефонограммой, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.225), в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела,
судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 чЛ ст.ЗЗО ГПК РФ).
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года было предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пункт 3 статьи 2 указанного Федерального закона регулирует, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства
одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
06 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других
необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
Как следует из материалов дела, Самойлов Г.А., *** года рождения, работал в периоды с 16 июля 1966 г. по 25 декабря 1968 г., с 17 марта 1969 г. по 21 мая 1970 г. в Каменск-Уральском заводе ОЦМ, с 30 мая 1970 года по 31 мая 1972 года проходил службу в Советской армии; затем работал на территории Эстонской ССР: с 11 июля 1972г. по 17 февраля 1975г.; с 27 февраля1975г. по 18 августа 1975г.; с 11 сентября 1975г. по 10 декабря 1976г.; с 15 декабря 1976г. по 12 мая 1977г.; с 14 июня 1977г. по 11 июля 1978г.; с 13 июля 1978г. по 15 октября 1979г.; с 16 октября 1979г. по 12 ноября 1979г.; с 20 ноября 1979г. по 25 февраля 1985г.; с 26 февраля 1985г. по 01 июля 1985г.; с 05 августа 1985г. по 04 сентября 1986г.; с 09 сентября 1986г. по 07 сентября 1987г.; с 08 сентября 1987г. по 30 августа 1988г.; с 02 сентября 1988г. по 20 июня 1989г.; с 28 июня 1989г. по 31 января 1990г.; с 02 февраля 1990г. по 01 августа 1990г.; с 03 сентября 1990г. по 25 апреля 1991 года; затем работал на территории Российской Федерации с 26 апреля 1991 года по 20 декабря 2010 г. (л.д.23-34).
С 14 апреля 2010 г. Самойлов Г.А. является получателем пенсии по старости в России, страховой стаж 39 лет 9 месяцев 20 дней, стаж учтенный при валоризации 23 года 3 месяца 29 дней, страховая часть пенсии составляет *** руб., УПФР исключены из общего и страхового стажа периоды работы с 26 апреля 1991 г. по 31 января 1993 г. в АО "Этерна" г.Челябинска (л.д.60, 68).
С 01 января 2015 года Самойлову Г.А. размер пенсии уменьшен, исключены из общего и страхового стажа периоды работы на территории Эстонской ССР и республики Эстония и периоды работы в России с 1994 года по 2001 год (л.д.125-133).
18 августа 2015 года, то есть после обращения истца с настоящим иском, УПФР в Советском районе г.Челябинска произведен перерасчет размера назначенной пенсии с 01 января 2015 года в связи с неправильным применением норм пенсионного законодательства, в общий трудовой стаж Самойлова Г.А. включены при оценке пенсионных прав путем их конвертации и исчислении размера пенсии периоды работы, протекавшие на
территории Российской Федерации: с 01 февраля 1994 г. по 04 января 2000 г. в Челябинском филиале АО "Этерна"; с 05 января 2000 г. по 13 февраля 2001 г. в ООО "Этерна" г. Челябинска; с 14 февраля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в ЗАО "Шинник" г. Челябинска (л.д. 138-144).
При расчете размера страховой части трудовой пенсии были учтены следующие периоды работы: при оценке пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал - периоды работы, протекавшие на территориях Эстонской ССР и Российской Федерации по состоянию на 01 января 2002 г. общей продолжительностью 25 лет с применением стажевого коэффициента 55%; при валоризации величины расчетного пенсионного капитала - периоды работы, протекавшие только на территории Российской Федерации до 01 января 1991 г. общей продолжительностью 5 лет 7 месяцев 16 дней с применением стажевого коэффициента 1 5%; при расчете размера страховой части трудовой пенсии -периоды работы, протекавшие только на территории Российской Федерации по состоянию на 01 января 2002 г. общей продолжительностью 14 лет 6 месяцев 12 дней.
По вновь произведенной оценке пенсионных прав Самойлова Г.А. размер пенсии составил*** руб.
Истцу с 01 сентября 2014 года также назначена пенсия в Эстонии (л.д. 113-115), при этом в его пенсионный стаж были включены периоды его работы в Эстонской ССР и в Эстонской Республике с 11 июля 1972 года по 25 апреля 1991 года, что подтверждается формулярами об обращении за пенсией и о пенсионном стаже (л.д.118-119).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав истца, подлежит зачету стаж, приобретенный им не только на территории Российской Федерации, но и на территории Эстонской Республики на основании статей 5,6 международного Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., а письмо исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от 10 октября 2011 года N 25-25/11652 "О реализации договора с Эстонской Республикой", согласно которому стажевый коэффициент не может быть выше 55% при суммировании стажа носит рекомендательный характер, ущемляет права граждан, работавших на территории ЭССР по сравнению с гражданами, работавшими на территории РСФСР, в связи с чем при суммировании стажа стажевый коэффициент не ограничивается размером 0,55.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, судом не учтено, что международный договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный 14 июля 2011 г., изменил подход к пенсионному обеспечению граждан России и Эстонской Республики, имеющих смешанный трудовой стаж на территории России и на территории Эстонии, введя принцип пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории указанных государств не только после распада Советского Союза, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Суд не учел, что в соответствии с приведенными выше нормами Договора (пункты 1,2 ст.5, п.1 ст.6) на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный гражданами на территории Российской Федерации. Кроме того, спорные периоды работы с 1972 года по 1990 год были включены в пенсионный стаж при назначении пенсии истцу в 2014 году в Эстонской Республике.
Ссылку суда на п.2 ст.6 Договора от 14 июля 2011 года нельзя признать обоснованной, так как указанная норма не предусматривает включение в пенсионный стаж для расчета размера пенсии, периоды трудовой деятельности на территории Эстонской Республики либо ЭССР.
Пункты 3,4 статьи 5 Договора, устанавливающие суммирование пенсионного стажа, в данном случае применены быть не могут, поскольку они регулируют вопросы назначения пенсии при недостаточности пенсионного стажа, дающего право на назначение пенсии.
При назначении пенсии истцу в России в 2010 году был необходим минимальный трудовой стаж 5 лет, у истца имелось 5 лет российского стажа.
Никаких положений о том, что приобретенный в период до распада СССР стаж подлежит учету на общих основаниях, без особенностей, установленных данным международным Договором, Договор не содержит, а напротив, определяет, что подсчет и подтверждение стажа осуществляются по законодательству той Договаривающейся стороны, которая назначает пенсию.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска у суда не имелось. Доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.
Указанные выводы суда привели к вынесению неправильного решения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10
октября 2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" при осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Челябинска от 26 августа 2015 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Самойлова Г.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска о включении периодов трудовой деятельности в стаж, перерасчете размера пенсии.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.