Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.
судей Галимовой P.M., Зеленовой Е.Ф.
с участием прокурора Малышевой О.П.
при секретаре Бородатовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 октября 2015 года по иску прокурора Ленинского района города Магнитогорска Челябинской области в интересах Леваниной М.М. к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, заключение прокурора Малышевой О.П., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области в интересах Леваниной М.М. обратился с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области) о возложении обязанности обеспечить Леванину М.М., **** года рождения, техническими средствами реабилитации: ходунками с опорой на предплечье-1 шт.; креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной, в том числе для детей инвалидов-1 шт.
В обоснование уточненных исковых требований указал, что Леванина М.М. является ****, **** установлена бессрочно. Из индивидуальной программы реабилитации Леваниной М.М. следует, что она нуждается в технических средствах реабилитации: ходунках с опорой на предплечье-1шт., кресле-коляске с ручным приводом базовой комнатной, в том числе для детей инвалидов. Леванина М.М. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, но до настоящего времени ими не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района
г. Челябинска Осадчая О.Д. исковые требования поддержала.
Истец Леванина М.М., представитель ответчика МСО Челябинской области и представитель третьего лица ГУ ЧОРФ Центр инвалидов "Импульс" (далее Центр "Импульс") в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил в полном объеме, обязал МСО Челябинской области предоставить Леваниной М.М. технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации: ходунки с опорой на предплечье, кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная, в том числе для детей инвалидов.
В апелляционной жалобе МСО Челябинской области просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Ссылается на то, что Леванина М.М. обратилась с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации 11 ноября 2014 года (ходунки с опорой на предплечье, кресло-коляска с ручным приводом, кресло-стул с санитарным оснащением), 09 июля 2015 она обеспечена креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес). Указывает на то, что в предоставлении технических средств реабилитации истице отказано не было, приобретение технических средств реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, посредством заключения государственных контрактов. По результатам заключенных госконтрактов Леванина М.М. будет обеспечена техническими средствами реабилитации согласно очередности.
Истец Леванина М.М., представители ответчика МСО Челябинской области, третьего лица Центра "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, о причине неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что Леванина М.М., **** года рождения, 24 октября 2014 года признана ****, что подтверждается справкой Бюро N 25 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" от 28 октября 2014 года (л.д. 11).
В индивидуальной программе реабилитации Леваниной М.М., выданной одновременно с установлением инвалидности, указан перечень средств реабилитации, в которых нуждается истец: кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная, в том числе для детей инвалидов, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), ходунки с опорой на предплечье. Исполнителем реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации указано МСО Челябинской области (л.д. 12-13).
11 ноября 2014 года Леванина М.М. обратилась в Центр "Импульс" с заявлением о предоставлении кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной, в том числе для детей инвалидов, кресла-стула с санитарным оснащением, ходунков с опорой на предплечье, что подтверждается распиской о приеме заявления, а также письмом Центра "Импульс" (л.д. 14, 15-16).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что кресло-стул с санитарным оснащением Леваниной М.М. были предоставлены; кресло-коляска и ходунки не предоставлены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Леванина М.М., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое гарантировано ей законом, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и свободы инвалидов.
Судебная коллегия полагает такой вывод правильным, так как он основан на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Заявление о предоставлении технических средств реабилитации подается в территориальный орган Фонда социального страхования РФ или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением, полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.
В рамках заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области соглашения постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 94-П утверждено Положение о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (далее Положение), в соответствии с которым обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется МСО Челябинской области совместно с уполномоченной организацией Центром "Импульс", обеспечивающей деятельность МСО Челябинской области по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
В силу п.п. 6-8 Положения обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, путем предоставления соответствующего технического средства реабилитации в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 33 Положения уполномоченный орган в течение 15 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления принимает соответствующее решение и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, услугами и протезами либо об отказе с изложением причин отказа.
Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду выдается направление в соответствующее учреждение (организацию) на обеспечение техническим средством реабилитации (протезом), получение услуг по изготовлению, ремонту технического средства реабилитации.
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями", утвержденному постановлением Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года N 393-П, результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю направления в соответствующе учреждение, осуществляющее поставку технических средств реабилитации, оказывающее услуги по изготовлению, ремонту технических средств реабилитации, на обеспечение технических средств реабилитации, получение услуг по изготовлению (ремонту) технических средств реабилитации (п. 8 регламента).
Срок предоставления государственной услуги со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами не может превышать 30 календарных дней (п. 9 регламента).
В соответствии с п.п. 6, 7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалидам в рамках реабилитационных мероприятий, относятся: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Согласно Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 года 214н, ходунки с опорой на предплечье являются одним из видов технических средств реабилитации, предусмотренных п. 6 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни).
Поскольку индивидуальная программа реабилитации Леваниной М.М. предусматривает предоставление ей технических средств реабилитации -кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной, в том числе для детей инвалидов, ходунков с опорой на предплечье, на момент вынесения судом первой инстанции истец данными средствами реабилитации не обеспечена, основания для отказа в предоставлении указанных технических средств реабилитации отсутствуют, у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем суд обоснованно возложил на МСО Челябинской области обязанность по предоставлению истцу технических средств реабилитации, которыми она не обеспечена согласно её индивидуальной программе реабилитации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в предоставлении технических средств реабилитации истице отказано не было, приобретение технических средств реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, посредством заключения государственных контрактов, по результатам заключенных госконтрактов Леванина М.М. будет обеспечена техническими средствами реабилитации согласно очередности, о незаконности постановленного судом решения не свидетельствуют.
Кроме того, указанные доводы противоречат государственной политике в области социальной защиты инвалидов в РФ, направленной на предоставление социальных гарантий инвалидам в целях компенсации ограничений их жизнедеятельности.
В силу ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
При этом, как предусмотрено ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
В этой связи организационные мероприятия, в том числе заключение государственного контракта, не могут ограничивать права инвалида, гарантированные государством, и не освобождают ответчика от обязанности предоставления инвалиду технических средств реабилитации, при этом обязанность ответчика по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации должна быть исполнена в разумный срок.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.