Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.,
судей Жуковой Н.А., Лутфуллоевой P.P.,
при секретаре Трапезниковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Капишева С.В.на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 октября 2015 года по иску Капишева С.В.к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Челябинску о включении периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика УМВД России по г. Челябинску Смолина К.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Капишев СВ. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области) о включении для исчисления выслуги лет периодов:
- с 1992 года по 02 июля 1998 года - обучения в Челябинском техникуме железнодорожного транспорта из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы,
- с 27 декабря 1994 года по 18 июля 1996 года - прохождения срочной военной службы по призыву в календарном исчислении,
- с 10 мая 1995 года по 29 ноября 1995 года- участия в боевых действиях в период прохождения срочной военной службы по призыву из расчета 1 день службы за 3 дня,
- с 12 августа 1999 года по 18 сентября 1999 года, с 05 ноября 1999 года по 05 января 2000 года, с мая 2000 года по декабрь 2000 года, с 08 сентября 2001 года по 06 декабря 2001 года- участия в
контртеррористических операциях из расчета 1 день службы за 3 дня.
В обоснование иска указал, что в период с 27 декабря 1994 года по 18 июля 1996 года проходил срочную военную службу по призыву. В период прохождения военной службы принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике с 10.05.1995 г. по 29.11.1995 г., который подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня. С 19.08.1997 г. по 06.09.2005 г. проходил службу в органах внутренних дел. В период прохождения службы в органах внутренних дел на основании приказа ГУВД Челябинской области находился в служебной командировке на территории Чеченской республики, где выполнял служебно - боевые задачи по защите территориальной целостности РФ с 12 августа 1999 года по 18 сентября 1999 года, с 05 ноября 1999 года по 05 января 2000 года, с мая 2000 года по декабрь 2000 года, с 08 сентября 2001 года по 06 декабря 2001 года. Полагает, что указанные периоды службы должны быть включены в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по г. Челябинску.
Истец Капишев СВ. в суде первой инстанции участия не принимал.
Представители ответчиков ГУ МВД России по Челябинской области Ворончихина А.С. и УМВД России по г. Челябинску Смолин К.А. возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Капишев СВ. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, указывая при этом доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Капишев СВ., представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, истец обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Капишев СВ. с 01.09.1992 года по 02.07.1998 года проходил обучение в Челябинском техникуме железнодорожного транспорта (л.д.36,67,89).
С 27.12.1994 года по 18.07.1996 года Капишев СВ. проходил службу по призыву в Вооруженных силах РФ, при этом с 10 мая 1995 года по 29 ноября 1995 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете (л.д. 19).
С 19.08.1997 года 06.09.2005 года истец проходил службу в органах внутренних дел, уволен из органов внутренних дел на основании приказа от 06.09.2005 года N74 (л.д. 13).
В период прохождения службы в органах внутренних дел Капишев СВ. находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона с 12 августа 1999 года по 18 сентября 1999 года, с 05 ноября 1999 года по 05 января 2000 года, с мая 2000 года по декабрь 2000 года, с 08 сентября 2001 года по 06 декабря 2001 года, где выполнял служебно-боевые задачи.
При увольнении истца ответчиком УМВД России по г.Челябинску произведен расчет выслуги лет на 06.09.2005 года, согласно которому продолжительность выслуги лет истца в календарном исчислении составила 11 лет 04 месяца 00 дней, в льготном исчислении - 12 лет 07 месяцев 15 дней (л.д.67-68).
При повторном расчете продолжительность выслуги лет истца на 06.09.2005 г. составила в календарном исчислении 09 лет 06 месяцев 29 дней, в льготном исчислении - 12 лет 06 месяцев 15 дней (л.д. 89-90).
Как следует из расчета: - период обучения в Челябинском техникуме железнодорожного транспорта с 01.09.1992 года по 06.12.1994 года и с 19.07.1996 года по 18.08.1997 года (до поступления на службу в органы внутренних дел) включен истцу в выслугу лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы;
- период прохождения срочной военной службы по призыву с 07 декабря 1994 года по 18 июля 1996 года включен в выслугу лет в календарном исчислении;
- периоды нахождения на территории Северо-Кавказского региона с 12 августа 1999 года по 18 сентября 1999 года, с 05 ноября 1999 года по 05 января 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 августа 2000 года, с 08 сентября 2001 года по 05 декабря 2001 года включены в выслугу лет в льготном
исчислении из расчета один день военной службы за полтора дня,
- период непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 05.12.2001 года по 06.12.2001 года включен в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день военной службы за три дня.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода обучения в Челябинском техникуме железнодорожного транспорта из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период включен ответчиком в выслугу лет в указанном исчислении. Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения периода прохождения срочной военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и мотивированы судом.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Статьей 13 указанного закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую, в том числе, засчитывается и военная служба.
В соответствии со ст. 18 вышеуказанного закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством РФ.
Этот порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого установлено общее правило о том, что военная служба по призыву (ранее - срочная военная
служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Исключением из этого правила являются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренные для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных.
Это следует из буквального толкования пункта 5 вышеназванного постановления.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для льготного исчисления стажа за время прохождения военной службы по призыву соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периодов службы с 12 августа 1999 года по 18 сентября 1999 года, с 05 ноября 1999 года по 05 января 2000 года, с мая 2000 года по декабрь 2000 года, с 08 сентября 2001 года по 05 декабря 2001 года в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам дела, подтверждается исследованными при рассмотрении дела доказательствами, правовая оценка которым дана в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 названного постановления периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. -руководителем контртеррористической операции.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами
командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств непосредственного участия истца в контртеррористических операциях и выполнения последним боевых задач в условиях чрезвычайного положения (приказы компетентных должностных лиц), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для зачета заявленных истцом периодов с 12 августа 1999 года по 18 сентября 1999 года, с 05 ноября 1999 года по 05 января 2000 года, с мая 2000 года по декабрь 2000 года, с 08 сентября 2001 года по 04.12.2001 г. в
срок службы и выслугу лет Капишева СВ. в льготном исчислении, из расчета один день службы за три дня.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы искового заявления, не содержат каких-либо обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капишева С.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.