Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Шагеевой О .В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Умарова А.К. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
Умаров А.К. 26 ноября 2015 года обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости, принадлежавшего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 29 декабря 2012 года.
В обоснование указано, что установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этого земельного участка в размере **** рублей в 2,6 раза превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца, как налогоплательщика. 10.04.2015 года земельный участок с кадастровым номером **** был снят с государственного кадастрового учета в связи с разделом на земельные участки с кадастровыми номерами **** и ****.
В судебном заседании представители административного истца Умарова А.К. - адвокат Иванов В.В. требования поддержал.
Сам истец Умаров А.К., заинтересованные лица Администрация г. Челябинска, КУИЗО г. Челябинска и Управление Росреестра по Челябинской области, административные ответчики ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, Правительство Челябинской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы граждан и организаций.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в
установленном законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено этим законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре).
Пунктами 11,14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, пункта 10 Федерального стандарта "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2),
утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Индивидуальная рыночная стоимость земельного участка подлежит доказыванию путем предоставления относимых, допустимых и достаточных доказательств.
Как следует из материалов дела, Умаров А.К. по договору купли-продажи N **** от 22.01.2015 года приобрел в собственность земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий (нежилое помещение **** (бытовые помещения, производственный корпус, сортировочная площадка), лит. Д-ДЗ, нежилое помещение **** (офис,, цех) лит. Д, Д1; нежилое помещение **** (офис), нежилое помещение **** (офис) лит. Е; нежилое помещение **** (мастерская), нежилое помещение **** (мастерская) лит. Ж; нежилое помещение в трансформаторной подстанции, нежилое помещение **** в трансформаторной подстанции, лит.З), расположенного по адресу: ****.
В производстве Арбитражного суда Челябинской области находится дело по иску Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска к Умарову А.К. о взыскании суммы неосновательного обогащения вследствие фактического пользования с 14.12.2001 года земельным участком площадью **** кв. м, расположенным по адресу: ****.
Таким образом, определением кадастровой стоимости этого земельного участка затрагиваются права и обязанности административного истца Умарова А.К.
На основании части 1 статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Действовавшие на 1 января календарного года, в котором подано заявление, т.е. на 01.01.2015 года результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года были утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года N 284-П.
Из кадастровой справки, письма Управления Росреестра по Челябинской области N 26013 от 29.10.2015 года и ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером **** был поставлен на государственный кадастровый учет 29.12.2012 года, в связи с чем в вышеуказанный Перечень не вошел, снят с кадастрового учета 10.04.2015 года и имеет статус "архивный". Его кадастровая стоимость в размере **** рублей определена по состоянию на 29.12.2012 года в соответствии с п. 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ N 222 от 12.08.2006 г. В отношении этого участка кадастровая стоимость равной рыночной не устанавливалась, государственный кадастровый учет изменений не осуществлялся. В 2014 году на территории Челябинской области проведена актуализация результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером **** включен в перечень объектов массовой кадастровой оценки, сформированный по состоянию на 01.10.2014 года. Значение его кадастровой стоимости составляет **** рубля, сведения о ней внесены в ГКН 07.12.2015 г.
Как указывается в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п. 28 указанного постановления установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения
арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает, что требование об установлении равной рыночной ставшей ныне архивной кадастровой стоимости земельного участка, также имеющего статус "архивный", могут быть удовлетворены по состоянию на 29.12.2012 года на период с 01 января 2015 года (года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости) по 10 апреля 2015 года (дату снятия земельного участка с кадастрового учета).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая, величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Умаров А.К. представил отчет об оценке N 606Р-11.2015 от 06.11.2015 г., составленный оценщиком ООО "Судебная экспертиза и оценка" Г.М.С., которая является членом Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" (ответственность Г.М.С. застрахована страховым полисом N**** от 09.06.2015 года, выданным ОАО "АльфаСтрахование", ответственность ООО "Судебная экспертиза и оценка" - полисом N**** от 03.10.2014 года того же страховщика), а также положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства
"Межрегиональный союз оценщиков" N 1210/16-15 от 16.11.2015 года, которым вышеуказанный отчет признан соответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете.
Согласно указанному отчету по состоянию на 29 декабря 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составила **** рублей.
Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспаривался. О назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ стороны не ходатайствовали.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости земельного участка по состоянию 29 декабря 2012 года, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО N1 - "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки", утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N256; ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 255; ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 254; ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508; ФСО N 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011г. N 328; ФСО N 6 "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. N 628; ФСО N 7 - "Оценка недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. N 611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
При оценке по правилам статьи 84 КАС РФ представленных по делу доказательств, в том числе отчета об оценке, сомнений в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки у суда не возникло.
Кадастровая стоимость земельного участка существенно (в 2,6 раза) превышает его рыночную стоимость на "ту же дату 29 декабря 2012 года, в связи с чем требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований
полученные в предусмотрен н ом законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Требования Умарова А.К. удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость имеющего статус "архивный" земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий (нежилое помещение **** (бытовые помещения, производственный корпус, сортировочная площадка), лит. Д-ДЗ, нежилое помещение **** (офис, цех) лит. Д, Д1; нежилое помещение **** (офис), нежилое помещение **** (офис) лит. Е; нежилое помещение **** (мастерская), нежилое помещение **** (мастерская) лит. Ж; нежилое помещение в трансформаторной подстанции, нежилое помещение **** в трансформаторной подстанции, лит.З), расположенного но адресу: ****, установив ее равной рыночной стоимости в размере **** (****) рублей по состоянию на 29 декабря 2012 года на период с 01 января 2015 года по 10 апреля 2015 года - дату снятия земельного участка с кадастрового учета.
Датой подачи заявления считать 26 ноября 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.