Судья Московского городского суда Г.А. Тихенко, рассмотрев истребованное по кассационной жалобе представителя ответчика начальника отдела социальной защиты населения района Лефортово УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Кукушкиной А.А., на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 22 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску Барзова П.В., Барзовой В.И. к УСЗН района Лефортово г. Москвы об обязании предоставить путевки,
установил:
Истцы Барзов П.В., Барзова В.И. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Лефортово города Москвы об обязании предоставить путевки для прохождения санаторно-курортного лечения, мотивируя свои требования тем, что Барзов П.В., являясь инвалидом 2 группы, а Барзова В.И. инвалидом 3 группы, имеют право на ежегодное профилактическое санаторно-курортное лечение на основании Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", однако при обращении к ответчику за получением путевок за 2014 год в их предоставлении истцам было отказано.
В судебное заседание истцы явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, иск не признала.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения города Москвы в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 22 июня 2015 года постановлено: исковые требования Барзова П.В., Барзовой В.И. к УСЗН района Лефортово г. Москвы об обязании предоставить путевки удовлетворить. Обязать УСЗН района Лефортово г. Москвы предоставить Барзову П.В., Барзовой В.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году за 2014 год в соответствии с медицинскими показаниями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года указанное выше решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения Лефортовского районного суда г. Москвы от 22 июня 2015 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года.
По запросу судьи Московского городского суда от 03 декабря 2015 года гражданское дело истребовано для проверки в кассационном порядке в Московский городской суд.
11 декабря 2015 года согласно штампу экспедиции Московского городского суда истребованное гражданское дело поступило на рассмотрение в суд кассационной инстанции.
Согласно ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив состоявшиеся судебные постановления, материалы гражданского дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, полагаю, что настоящую жалобу вместе с гражданским делом надлежит передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Из материалов дела усматривается, что Барзов П.В. является инвалидом второй группы, Барзова В.И. инвалидом третьей группы, и в силу положений Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
18.12.2013 года истцы обратились в УСЗН района Лефортово г. Москвы с заявлением по вопросу предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, приложив к заявлению медицинские документы, подтверждающие право на получение путевок (л.д. 5-14).
Ответчиком в санаторно-курортном лечении за 2014 год в предоставлении таких путевок в 2014 году истцам было отказано, поскольку в соответствии с существующей электронной очередью по рекомендуемому профилю заболевания "костно-мышечной системы" путевки распределены гражданам льготных категорий, имеющим аналогичные медицинские показания и подавшим документы для получения санаторно-курортного лечения в более ранние сроки.
Также судом было установлено, что истцы после получения лечения в санатории "Солнечный берег" с 22.11.2013г. по 09.12.2013г. состоят на очереди на получение санаторно-курортных путевок с 18.12.2013 года.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона зот 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.08.2009 года N 755-ПП, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Барзова П.В, Барзовой В.И., при этом указав на то, что при своевременном обращении с соответствующим заявлением с приложением необходимых медицинских документов о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, истцам не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и в постановке на соответствующий учёт, поскольку социальная гарантия в виде обеспечения инвалида санаторно-курортным лечением установлена федеральным законодательством, а периодом предоставления такой социальной услуги является календарный год.
Рассматривая настоящее гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы, судебная коллегия по гражданским делам с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
По мнению подателя жалобы, судом при рассмотрении дела по существу не было учтено то обстоятельство, что в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (пункт 8).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно части 5 ст. 6 Федерального закона N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной сласти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов российской Федерации (далее-уполномоченный орган)
Согласно пункту 3.6 Порядка, граждане, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно- профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по установленной форме.
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 смарта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение , является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" финансовое обеспечение расходов связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств , предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании предоставленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе, в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно- курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, являются юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается и согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 03.04.2014 года N 686-0, обращение гражданина имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, также являются юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, оснований полагать, что права истцов на получение путевок в 2014 году нарушено, не имелось, поскольку право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки.
Учитывая вышеизложенное, доводы представителя ответчика начальника отдела социальной защиты населения района Лефортово УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Кукушкиной А.А., изложенные в настоящей кассационной жалобе, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 381, 384 ГПК РФ,
определил:
передать кассационную жалобу представителя ответчика начальника отдела социальной защиты населения района Лефортово УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Кукушкиной А.А. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 22 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья
Московского городского суда Г.А. Тихенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.