Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Павловой И.П.
Судей Катковой Г.В., Иваненко Ю.С.
При секретаре Марченко Е.В.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе Нишановой Е.Ю.
На решение Басманного районного суда города Москвы от 25 февраля 2015 года,
Которым постановлено: Взыскать с ФГУП "Почта России" в пользу Нишановой Е.Ю. убытки в размере _ руб., компенсацию морального вреда в размере _ руб., неустойку в размере _ руб., всего _ руб. 77 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФГУП "Почта России" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере _ руб.
установила:
Нишанова Елена Юрьевна обратилась в суд с иском к ФГУП "Почта России" о защите прав потребителя. Просила суд взыскать с ответчика денежные средства в размере _ руб. за утраченную по вине ответчика посылку, взыскать штраф в размере _ руб., за отказ удовлетворить требования в добровольном порядке неустойку в размере _ руб., компенсацию морального вреда в размере _ руб.
Истец, ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ФГУП "Почта России" исковые требования в заявленном объеме не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Нишанова Е.Ю.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя Нишановой Е.Ю. по доверенности Каплун С.А., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа во взыскании штрафа, как постановленного с нарушением норм материального права. В остальной части решение суда соответствует требованиям закона и отмене или изменению не подлежит.
В соответствии со ст. 34 ФЗ "О почтовой связи", а также п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 221, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 37 ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. На правоотношения, связанные с предоставлением услуг почтовой связи, распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судом первой инстанции установлено, что 28 июня 2014 года Нишанова Е.Ю. посредством услуги "_" через почту России отправила в Лондон ускоренное отправление _, весом 11,29 кг., уплатив _ руб., которое было утрачено на этапе пересылки, в связи с чем истец 04.08.2014г. обратилась с заявлением на розыск отправления EMS.
В ответе на заявление указано: "по результатам проведенной проверки отправление _ признано утраченным. "EMS Почта России" готов выплатить Вам компенсацию в размере оплаченного тарифа за пересылку и не более 130 СПЗ (специальное право заимствования). Выплата производится на основании заявления на выплату возмещения".
28.09.2014 истцом в адрес ответчика направлена претензия о выплаты денежных средств в размере _ руб., неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Данные фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами.
Истец, ее представитель в исковом заявлении и в ходе судебного заседания указали, что при оформлении заказа сотрудниками компании утверждали, что срок доставки составляет 12 дней плюс один день на таможенное оформление - что подтвердил курьер, который забирал посылку. Денежные средства в размере _ рублей истец оплатила курьеру, что подтверждается кассовым чеком. В посылке были детские вещи для новорожденного ребенка - в подарок к рождению. Согласно прилагаемой таможенной декларации стоимость посылки составляет _ рублей. Посылка в указанные при оформлении заказа сроки доставки не была получена адресатом. 22 июля 2014 года истец направила запрос, в котором приложила накладную и написала, что разыскивает посылку, на что получила ответ о назначении проведения служебной проверки, которая занимает 2 месяца. В ответ было сообщено, что посылка утрачена.
Представитель ответчика, не оспаривая факт утраты почтового отправления, указал, что размер подлежащий взысканию суммы в конкретном случае должен определяться в соответствии со всемирной почтовой конвенцией в "СПЗ", что в данном случае равняется _ руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленном размере не имеется, как и оснований для взыскания штрафа, поскольку истцу в добровольном порядке предлагалось возместить ущерб.
Суд первой инстанции, учитывая вышеизложенное, а также требования действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что основания для возмещения убытков имеются, а заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Так, согласно ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи", услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Также в настоящее время действуют Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года N 221, устанавливающие, в частности, порядок пересылки и вручения письменной корреспонденции.
Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством РФ и международными договорами РФ. Так, в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, участницей которой является РФ, почтовые администрации отвечают за: утрату, хищение или повреждение заказных отправлений и отправлений с объявленной ценностью; утрату отправлений с контролируемой доставкой.
Администрации могут взять на себя также возмещение потерь, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.
В случае утери заказного отправления отправитель имеет право на его возмещение. Возмещение за утерю одного заказного отправления равняется 30 СПЗ, включая стоимость тарифов, оплаченных при подаче отправления; возмещение за утерю одного заказного мешка "М" равняется 150 СПЗ, включая стоимость тарифов, оплаченных при подаче мешка "М". В случае хищения или повреждения заказного отправления отправитель имеет право на возмещение. Однако должно быть признано, что упаковка была достаточной для надежной защиты вложения от случайного хищения или повреждения. Возмещение за расхищение или повреждение заказного отправления в принципе соответствует фактической стоимости ущерба. Тем не менее это возмещение ни в коем случае не должно превышать 30 СПЗ и 150 СПЗ. Косвенные повреждения или нереализованная прибыль во внимание не принимаются.
В случае утери отправления с контролируемой доставкой отправитель имеет право на возмещение оплаченных тарифов. Отправитель имеет также право на возмещение оплаченных тарифов, если вложение было полностью расхищено или повреждено. Однако должно быть признано, что упаковка была достаточной для надежной защиты вложения от случайного хищения или повреждения.
В случае утери, хищения или повреждения отправления с объявленной ценностью отправитель имеет право на возмещение, соответствующее в принципе действительной стоимости причиненного ущерба. Косвенные убытки или нереализованные прибыли во внимание не принимаются. Однако это возмещение ни в коем случае не может превышать суммы объявленной ценности, выраженной в СПЗ. Сумма возмещения рассчитывается по переведенной в СПЗ прейскурантной цене ценных предметов того же рода в месте и в момент приема их для пересылки. При отсутствии прейскурантных цен возмещение исчисляется по обычной цене предметов, рассчитываемой на тех же основаниях. Если возмещение причитается за утерю, полное хищение или полное повреждение отправления с объявленной ценностью, отправитель или, в зависимости от случая, адресат имеет право, кроме того, на возмещение уплаченных им тарифов и сборов.
Таким образом, согласно п. 5.1 ст. 20 Всемирной Почтовой конвенции "В случае утраты, полного хищения или полного повреждения отправления с объявленной ценностью отправитель имеет право на возмещение, которое соответствует, в принципе, сумме объявленной ценности в СПЗ".
В соответствии с положениями п. 1.2 ст. 14 Всемирной Почтовой конвенции: EMS, которая является срочной почтовой службой для пересылки документов и грузов и представляет собой самую быструю из почтовых служб, по мере возможности используя физические средства; эта услуга [может предоставляться] на основе многостороннего типового соглашения EMS или двусторонних соглашений".
Согласно п. 5.2 Регламента применения типового соглашения EMS "Операторы EMS обязаны нести ответственность и выплачивать возмещение убытков в соответствии с фактической суммой убытка, понесенного в результате утраты, хищения или повреждения отправлений EMS; по возможности установить в отношении такого возмещения максимальный предел выплаты при условии, что эта максимальная сумма будет не менее 30 СПЗ за отправления, содержащие только документы, и 130 СПЗ за отправления, содержащие другие предметы.
В связи с тем, что услуга EMS не относится к универсальным услугам почтовой связи, правовое регулирование данной услуги также осуществляется локальными нормативными актами ФГУП "Почта России", а именно Приказом ФГУП "Почта России" от 15.10.2010 N 400-п, которым установлен порядок выплаты возмещений пользователем услуг EMS.
Согласно п.п 3.2.2.1 указанного приказа "в случае утраты или порчи (повреждения) международного отправления EMS, содержащего товарное вложение, отправителю выплачивается возмещение в размере документально подтвержденной стоимости утраченного (поврежденного) вложения международного отправления EMS, но не более 130 (сто тридцать) СПЗ за одно отправление EMS (в рублевом эквиваленте по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день расчета действующих тарифов EMS) и оплаченного тарифа за пересылку отправления".
В соответствии с п.п. 3.2.2.2 указанного приказа "Сумма возмещения за утрату или повреждение, по которым оператор может нести ответственность, независимо от того, является ли такая утрата или повреждение результатом небрежности, хищения или какого-либо иного действия, не может превышать 130 (сто тридцать) СПЗ (плюс тариф за пересылку в случае утраты или полного повреждения отправления) за одно международное отправление EMS, содержащее товары, и 30 (тридцать) СПЗ (плюс тариф за пересылку в случае утраты или полного повреждения отправления) за одно международное отправление EMS, содержащее документы. Невзирая на тип или стоимость товарного вложения, сумма убытка, являющегося результатом утраты, порчи (повреждения), недостачи товарного вложения или недоставки отправления, не должна превышать максимальной суммы, выплачиваемой в случае материальной ответственности оператором, как изложено выше в пункте 3.2.2.1 настоящего Положения".
Кроме того, в силу ст. 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Ответственность операторов почтовой связи при осуществлении деятельности в области почтовой связи устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи". Всемирной почтовой конвенцией, а также локальными нормативными актами ФГУП "Почта России".
Судом установлено, что тарифы на международные отправления экспресс-почты EMS введенные в действие приказом ФГУП "Почта России" от 19.12.2014 г. установлены на период с 01.03.2004 г. и не менялись по настоящее время. По информации Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 01.03.2004 г. 1СПЗ = _ руб.
Таким образом, Федеральным законом "О почтовой связи", Всемирной почтовой конвенцией, а также локальными нормативными актами ФГУП "Почта России" установлен ограниченный размер ответственности оператора почтовой связи, что исключает полное возмещение убытков такой организацией.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере стоимости тарифа за отправление _ в сумме _ руб. и возмещение в размере _ руб. ((130 максимальный размер СПЗ) х _ руб. (1СПЗ)), всего _ руб.
В соответствии со ст. 28 Закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Таким образом, с ответчика в пользу истца судом правильно взыскана неустойка за 112 дней за период с 11.07.2014 по 01.11.2014 в размере _ руб. (_/100x3x112).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая, что в результате действий ответчика были нарушены права истца как потребителя, и, принимая во внимание характер и объем причиненных физических и нравственных страданий в данном случае, суд в силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, полагая, что возмещение в большем размере несоразмерно причиненному вреду.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции в данной части.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства по делу и правильно применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они направлены на иное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, что в силу ст.330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда.
Судом отказано во взыскании с ответчика штрафа.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что основания для взыскания штрафа отсутствуют, поскольку не установлен отказ исполнителя услуг в добровольном порядке возместить ущерб.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 2 ст. 228 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия полагает, что судом неправильно применена норма материального права, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании штрафа.
Как следует из материалов дела, ответчиком не исполнены обязательства по оказанию услуг почтовой связи, в добровольном порядке не выплачена сумма ущерба, что в силу п.6 ст. 13 ФЗ "О защите право потребителей" является основанием для взыскания с ответчика штрафа.
Размер штрафа составляет 50% от взысканной суммы, а именно: _:2= _ рубля 80 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере _ руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда гор. Москвы от 25 февраля 2015 года отменить в части отказа во взыскании штрафа.
Вынести в этой части новое решение.
Взыскать с ФГУП "Почта России" в пользу Нишановой Е.Ю. штраф в сумме _ руб. 80 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.