Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
и судей Салтыковой Л.В., Кочергиной Т.В.,
при секретаре АМ.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказания России на решение Люблинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования /******/ к УФСИН России по Московской области, ФСИН России о признании незаконным решения жилищной комиссии ФСИН от 15.10.2014 года, обязании поставить на учет граждан для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе /******/ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 16 от 15 октября 2014 года.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в очередности, соответствующей дате рассмотрения комиссией ФСИН поданного /******/ рапорта и документов 15.10.2014 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
установила:
обратился в суд с иском к УФСИН России по Московской области, ФСИН России о признании незаконным решения жилищной комиссии ФСИН от 15.10.2014 года, обязании поставить на учет граждан для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующие обстоятельства.
проходил службу в должности заместителя начальника отряда специального назначения УФСИН России по Московской области.
26 ноября 2013 года он подал в подкомиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения, заявление (рапорт) о предоставлении ему на состав семьи из четырех человек единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Его выслуга лет на тот момент в календарном исчислении составляла 25 лет и 08 месяцев, в льготном 37 лет 01 месяц.
18 декабря 2013 года состоялось заседание подкомиссии УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, где было принято решение направить его документы на комиссию во ФСИН России.
До 27.02.2015 года о судьбе рассмотрения рапорта ничего не было известно. На его обращение 17 февраля 2015 года в УФСИН России по Московской области был получен ответ, из которого следовало, что документы направлены во ФСИН России 20 января 2014 года и на момент 19 февраля 2015 года сведений из ФСИН России не поступало. Исходя из того, что все сроки рассмотрения давно прошли, 19.12.2014 года истец обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с жалобой на бездействие ФСИН России и в ходе судебного разбирательства 27.02.2015 года, ему была вручена выписка из протокола N 16 от 15 октября 2014 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно которой ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с формулировкой "в связи с отсутствием в учетном деле документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369", а именно копии страниц паспорта представлены не в полном объеме, нет даты заверения на документах.
Истец не согласный с таким решением, считает его не законным, поскольку согласно справе от 26.11.2013 года все документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ таможенных органов Российской Федерации" были им предоставлены в полном объеме.
Истец просил суд признать решение жилищной комиссии ФСИН от 15.10.2014 гола по рассмотрению вопросов представления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, заявление (рапорт) о предоставлении ему на состав семьи из четырех человек единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязать ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в очередности, соответствующей дате рассмотрения комиссией ФСИН России поданного им рапорта и документов, т.е. с 15.10.2014 года, а также взыскать компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей с ответчиков, поскольку он находится в угнетенном состоянии, испытывает чувство несправедливости, тревоги за свою дальнейшую жизнь, кроме того, в связи с судебными тяжбами он испытывает психологический стресс.
В судебном заседании истец /******/ и его представитель, допущенный к участию в деле по устному ходатайству в судебном заседании, /******/ исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УФСИН России по Московской области по доверенности /******/ в судебном заседании исковые требования не признала, считая, что УФСИН России по Московской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку только принимали документы от истца и направляли их в ФСИН России для принятия решения.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности /******/ исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ФСИН России.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии истец /******/, представитель ответчика ФСИН России не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, каких-либо ходатайств не представили. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что неявка извещенных надлежащим образом неявившихся лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия сочла возможным в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика УФСИН России по Московской области по доверенности /******/ в заседание судебной коллегии явилась, с решением суда согласна.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УФСИН России по Московской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что /******/, подполковник внутренней службы, заместитель начальника отдела специального назначения с выслугой лет в календарном исчислении по состоянию на 01.11.2013 года более 25 лет, обратился 26.11.2013 года в УФСИН России по Московской области с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, о предоставлении ему на состав семьи из четырех человек: /******/, /******/ - жена, /******/ - сын, - сын, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения документы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, были приняты секретарем подкомиссии УФСИН России по г. Москве, что подтверждается представленной в материалы дела копией описи с приложенными копиями документов.
Протоколом от 18.12.2013 года подкомиссии УФСИН по Московской области по рассмотрению вопросов представления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, заявление (рапорт) о предоставлении ему на состав семьи из четырех человек единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявление (рапорт) документы /******/ были направлены в ФСИН России.
Протоколом N 16 от 15.10.2014 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов представления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения /******/ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано, в связи с отсутствием в учетном деле документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, а именно, документы предоставлены с нарушениями: копии страниц паспорта предоставлены не в полном объеме, нет даты заверения на документах.
В соответствии с п.п. 1-3,5,6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, которым были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 5, 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права, и пришел к выводу о том, что отказ ФСИН России от 22.01.2014 года в постановке истца с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является необоснованным.
Суд признал, что все необходимые для этого документы истцом были представлены в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд первой инстанции исходил из того, что результаты проведенной комиссией проверки, подтверждают наличие условий, необходимых для принятия /******/ на такой учет.
Не соглашаясь с основаниями отказа /******/ в постановке на учел, суд исходил из того, что не проставление даты на заверенных документах произошло не вине истца и по независящим от него обстоятельствам, это обстоятельство не могло повлиять на разрешение по существу вопроса о постановке /******/ на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того, не проставление даты заверения документов, находящихся в учетном деле , не затрагивает существа вопроса оснований для предоставления истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотрудника, проходящего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Признавая незаконным отказ ФСИН России от 22.01.2014 года в постановке истца с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд установил, что согласно описи документов, /******/ были предоставлены: копия его паспорта и копии паспортов членов семьи. Каких либо требований при сдаче документов секретарем подкомиссии УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения при приемке документов к /******/ предъявлено не было.
Поскольку предоставленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для определенной категории лиц, суд первой инстанции правильно применил положения п. 16 Правил, согласно которому, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в единственном случае, когда представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет. Таких обстоятельств при рассмотрении заявления (рапорта) /******/ ответчиками установлено не было.
В связи с тем, что у Комиссии ФСИН России не имелось оснований для отказа в постановке /******/ на учет граждан для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение жилищной комиссии ФСИН России по г. Москве от 15.10.2014 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований /******/ о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции применил положения ст. 151 ГК РФ, и исходил из того, что для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда истцу необходимо доказать наличие вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика, а таких обстоятельств в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют возражения ответчика и обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и не являются основанием к отмене решения суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке доказательств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказания России - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.