Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Суменковой И.С.
Судей Катковой Г.В., Фроловой Л.А.
С участием прокурора Подвысоцкой Т.И.
При секретаре Сивачевой М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
дело по апелляционной жалобе ООО "***"
на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 07 мая 2015 года,
которым постановлено: Исковые требования Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.
Обязать ООО "***" в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда при осуществлении деятельности Санкт-Петербургского филиала ООО "***" установить причину сверхнормативного сброса сточных вод с превышением показателей допустимых сбросов загрязняющих веществ в канализацию ГУП "***" через ***(г. Санкт-Петербург, ***) и ***Санкт-Петербурга (***); в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на устранение превышения нормативов допустимого сброса сточных вод с превышением показателей допустимых сбросов загрязняющих веществ в канализацию ГУП "***" на ***(г. Санкт-Петербург, ***) и *** (г. Санкт-Петербург, ***).
В остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с ООО "***" государственную пошлину в доход государства в сумме 300 руб.
установила:
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями об обязании ООО "***" при осуществлении деятельности Санкт-Петербургского филиала по адресу: г. Санкт-Петербург, ***, в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить причину сверхнормативного сброса сточных вод с превышением показателей допустимых сбросов "загрязняющих веществ в канализацию ГУП *** через ввыпуск 1 (г. Санкт-Петербург, ***), ***(г. Санкт-Петербург, Химический переулок, ***) и ***(г. Санкт-Петербург, ***); в девяностодневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на устранение превышений нормативов допустимого сброса сточных вод с превышением показателей допустимых сбросов загрязняющих веществ в канализацию ГУП "***" на ***(г. Санкт-Петербург, ***), ***(г. Санкт-Петербург, Химический переулок, ***) и *** (г. Санкт-Петербург, ***).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области, охраны окружающей среды и водного законодательства, в результате которой выявлено, что в нарушение требований законодательства ответчиком в систему канализации ГУП "***" на ***(г. Санкт-Петербург, ***), ***(г. Санкт-Петербург, Химический переулок, ***) и *** (г. Санкт-Петербург, ***) осуществлен сверхнормативный сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонента, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга. Выявленные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Старший помощник Измайловской межрайонной прокуратуры г. Москвы К.М.А., действуя по доверенности от истца, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика ООО "***" по доверенности С.И.Д. в судебное заседание явился, иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указал, что истцом не доказано то обстоятельство, что ответчиком нарушается законодательство в области охраны окружающей среды, так как сам по себе сверхнормативный сброс сточных вод в канализацию ГУП "***" вреда окружающей среде не наносит, за сверхнормативный сброс ГУП "***" получает дополнительную плату с абонента, а после проведения ответчиком мероприятий по промывке канализационных трубопроводов и очистки колодцев от ила и грязи, превышение допустимых значений содержания в сточных водах алюминия, меди, цинка и нефтепродуктов не обнаружено, а превышение предельных содержания марганца и железа, обусловленных природным повышенным содержанием в подземной воде Санкт-Петербурга.
Третье лицо по делу ГУП "***" о рассмотрении дела извещено, в судебное заседание не явилось, суд рассмотрел дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе ООО "***".
В судебное заседание не явились Природоохранный прокурор гор. Санк-Петербурга, извещен судом. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя ООО "***" по доверенности С. И.А., прокурора П.Т.И., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со старей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на еe защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов Государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 2 ст. 39 указанного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств, и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, Обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации Земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами Пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167; Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, вступившими в законную силу 14.08.2013, за исключением раздела VII, вступившего в силу с 1 января 2014 года, а также Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N 1.
В силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, действовавших в период до 13.08.2013г., отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 61 указанных Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или, уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утверждённых для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 63 названных Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее, воздействие на материал трудопроводов, oбopyдования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаро-взрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси, препятствовать биологической очистке сточных вод. Кроме того, запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
В пункте 88 Правил указано, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил.
На основании п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Согласно пункту 5.1 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11 сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, которые не распространяются на исполнителей коммунальных услуг, а также абонентов, в отношении которых установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
При рассмотрении спора судом установлено, что между ГУП "***" и ООО "***" (абонент) 23 марта 2012 года заключен договор N ***на прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому абонент осуществляет сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации.
Пунктом 3.1.1 указанного договора предусмотрено, что абонент обязуется соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, запрещенных к сбросу Правилами и иным действующим законодательством. Осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и соблюдать нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные в соответствии с действующим законодательством, решениями органа исполнительной власти Санкт-Петербурга и утвержденные в установленном порядке.
По результатам произведенной Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проверки выявлены нарушения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства, а именно установлено, что ООО "***" в систему канализации ГУП "***" осуществлен сверхнормативный сбрoc сточных вод с превышением показателей допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга.
Данное обстоятельство подтверждается актами ГУП "***", составленными на основе отобранных проб сточных вод OOО "***" от 10 февраля 2014 года на ***; от 02 июня 2014 года на Выпуске 2; от 16 октября 2014 года на ***. Ответчику были направлены извещения.
Судом также установлено, что после производства ответчиком работ по очистке выпусков, количество превышающих нормативов уменьшилось. Однако, по результатам анализа проб сточных вод ответчика 16 октября 2014 года зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод по веществам на *** (***) по содержанию марганца и цинка, на что указано в извещении N ***от 28 октября 2014 года.
Согласно извещениям N *** от 27 февраля 2014 года, N ***от 16 июня 2014 года; N ***от 28 октября 2014 года на выпусках 2 и 3 установлен сверхнормативный сброс сточных вод по ряду веществ по сравнению с нормативами допустимых концентраций веществ, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 "Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга", при этом приведены данные фактической концентрации, данные допустимой концентрации, установленной названным комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148, и данные допустимой концентрации, установленной в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от .29.07.2013N644.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действиями ответчика допущены нарушения в сфере природоохранного законодательства Российской Федерации, водного законодательства, что влечет негативное воздействие на окружающую среду, нарушение прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика, поскольку они противоречат действующему законодательству, а также установленным нормативам показателей загрязняющих веществ.
Вместе с тем, судом правильно отказано в удовлетворении требований Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга об обязании ООО "***" установить причину сверхнормативного водоотведения сброса сточных вод в канализацию ГУП "***" через выпуск 1 (г. Санкт-Петербург, ***), поскольку как из извещений N42-116/14 от 22 января 2014 года и N 42-41-52/14 от 14 апреля 2014 года следует, что они относятся к объекту "Временный павильон автосервиса", осуществляющего свою деятельность по адресу: г.Санкт-Петербург, Крондштадская пл., д. 5, литер А и адресованы руководителю ООО "***" и к ООО "***" не имеют отношения.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции, основанном на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, а также требований закона, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Измайловского районного суда гор. Москвы от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.