Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Шубиной И.И.
судей Мищенко О.А., Зенкиной В.Л.
при секретаре Фомичевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зенкиной В.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Бизнес Рум Компани" по доверенности К. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Общества защиты прав потребителя "РегТоргКонтроль" к ООО "Бизнес Рум Компани" о защите прав потребителей - удовлетворить частично.
Признать противоправными действия ООО "Бизнес Рум Компани" в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в продаже алкогольной и табачной продукций несовершеннолетнему лицу, в отсутствие книги отзывов и предложений в "Уголке потребителя", в отсутствии "Правил торговли" в доступной и наглядной форме до сведения покупателей, в не обеспечении прохода между торговыми рядами в необходимом размере.
Обязать ООО "Бизнес Рум Компани" прекратить продажу алкогольной и табачной продукций несовершеннолетнем лицам, разместить, книгу отзывов и предложений в "Уголке потребителя", довести в доступной и наглядной форме до сведения потребителя "Правила торговли", обеспечить проход между торговыми рядами не менее 1,4 м.
Обязать ООО "Бизнес Рум Компани" в 10-дневный срок довести до сведения потребителей, через средства массовой информации решение суда.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Бизнес Рум Компани" в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере * руб.
установила:
ОЗПП "РегТоргКонтроль" обратилось в суд с иском к ООО "Бизнес Рум Компани" о защите прав потребителей. В обоснование указав, что 15.01.2015 г. инспектором ОЗПП "РегТоргКонтроль" Ледовским С.В. была проведена проверка соблюдения прав потребителей в магазине Продукты (ООО "Бизнес Рум Компани"), расположенного по адресу: г. Москва, * бульвар, д. *. В результате проведенной проверки были выявлены факты нарушения законодательства РФ о защите прав потребителя, а именно: незаконная продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста; незаконная продажа табачной продукции лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста; проход между полками (торговыми рядами) в торговом помещении составляет 0,8 м., вместо положенных 1,4 м.; "Уголок потребителя" находится без книги отзывов и предложений; "Правила торговли" в доступной и наглядной форме до сведения потребителей не доводится, о чем составлен акт общественного контроля N *от 15.01.2015 г., в котором отражены вышеперечисленные правонарушения. Сотрудник торгового объекта (магазина), присутствующий при проведении проверки назвался продавцом магазина, но представиться отказался, так же продавец отказался от ознакомления и получения копий документов, о чем составлен акт от 15.01.2015 г., об отказе в ознакомлении с актом проверки. Истец просит признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу. Обязать ответчика прекратить продажу алкогольной продукции несовершеннолетнем лицам. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в продаже табачной продукции несовершеннолетнему лицу. Обязать ответчика прекратить продажу табачной продукции несовершеннолетним лицам. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в отсутствие книги отзывов и предложений в "Уголке потребителя". Обязать ответчика разместить, книгу отзывов и предложений в "Уголке потребителя". Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в не обеспечении прохода между торговыми рядами в необходимом размере. Обязать ответчика обеспечить проход между торговыми рядами не менее 1,4 м. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в отсутствии "Правил торговли" в доступной и наглядной форме до сведения покупателей. Обязать ответчика довести в доступной и наглядной форме до сведения потребителя "Правила торговли". Обязать ответчика в 10-дневный срок довести до сведения потребителей, через средства массовой информации решение суда. Взыскать с ответчика в пользу истца юридические расходы в размере * руб.
Представитель истца в судебном заседании доводы изложенные в иске поддержал,просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Просил взыскать с истца в пользу ответчика юридические расходы в размере * руб.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ООО "Бизнес Рум Компани" по доверенности К. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Бизнес Рум Компани" по доверенности К., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Разрешая спор, суд правильно установил фактические обстоятельства дела, применил закон подлежащий применению и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 15.01.2015 г. инспектором ОЗПП "РегТоргКонтроль" Л. была проведена проверка соблюдения прав потребителей в магазине Продукты (ООО "Бизнес Рум Компани"), расположенного по адресу: г. Москва, * бульвар, д. *.
В результате проведенной проверки были выявлены факты нарушения законодательства РФ о защите прав потребителя, а именно: незаконная продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста; незаконная продажа табачной продукции лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста; проход между полками (торговыми рядами) в торговом помещении составляет 0,8 м., вместо положенных 1,4 м.; "Уголок потребителя" находится без книги отзывов и предложений; "Правила торговли" в доступной и наглядной форме до сведения потребителей не доводится, о чем составлен акт общественного контроля N * от 15.01.2015 г., в котором отражены вышеперечисленные правонарушения.
Согласно акту от 15.01.2015 г. сотрудник магазина, присутствующий при проведении проверки , отказался от ознакомления и получения копий документов.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что в силу ст. ст. 45,46 Закона РФ "О защите прав потребителя", общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей, обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителя", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии с п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55, продавец товаров, указанных в данных Правилах, обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию.
В соответствии с п. 3 Правил бытового обслуживания населения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. N 1025, исполнитель работ (услуг) также обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее потребителю по его требованию.
Поскольку в судебном заседании выявленные истцом факты нарушения Правил продажи отдельных видов товаров, Правил бытового обслуживания населения в РФ нашли свое подтверждение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о признании противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в продаже алкогольной и табачной продукции несовершеннолетнему лицу; в отсутствие книги отзывов и предложений в "Уголке потребителя"; выразившиеся в не обеспечении прохода между торговыми рядами в необходимом размере; в отсутствии "Правил торговли" в доступной и наглядной форме до сведения покупателей и обязании ответчика прекратить указанные противоправные действия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст.46 ГПК РФ суд обоснованно отказал истцу во взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя, указав, что Общественное объединение, приняв на себя обязанность защищать интересы потребителя в суде, не вправе требовать от потребителя расходов на оказание юридических услуг,поскольку наделение законом перечисленных в ст. 46 ГПК РФ органов и организаций функцией обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, предопределяет наличие у этих субъектов необходимых ресурсов для ее осуществления (соответствующий штат работников, обладающих надлежащим уровнем юридических знаний, финансирование данной деятельности или предусмотрение в законе иных материальных источников возмещения расходов, понесенных в связи с участием в деле в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц).
Оснований для удовлетворения заявления ООО "Бизнес Рум Компания" о взыскании с истца ОЗПП "РегТоргКонтроль" понесенных юридических расходов в размере * руб. у суда не имелось, поскольку заявленные исковые требования были удовлетворены.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ суд обоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину в размере 4 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Бизнес Рум Компани" по доверенности К. выражает несогласие с решением суда и указывает, что представленные в суд документы не подтверждают выявленные нарушения. Не было представлено доказательств, что несовершеннолетний принимал участие в проверке и ему была реализована алкогольная продукция, не было представлено доказательств о поступивших жалобах со стороны потребителей о допущенных нарушениях, направленные в специализированные государственные органы.
Данные доводы не могут повлечь отмену решения суда.
Так в материалы дела представлен административный материал из Отдела МВД России по району Зябликово от 9.06.15 г., из которого усматривается, что О. оглы, сотрудник ООО "Бизнес Рум Компани" 15.01.15 г. осуществил продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему Т. , за что был привлечен к административной ответственности. Также имеются объяснения самого Т., который является несовершеннолетним, что следует из копии паспорта, представленного в материалы дела, О. оглы. Таким образом, факты, указанные в акте ОЗПП "РегТоргКонтроль" подтверждены указанным материалам. Также суду представлено заявление матери Т., которая обращалась с заявлением в адрес ОЗПП "РегТоргКонтроль" с просьбой принять меры по предотвращению продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на действующем законодательстве. В нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы, указанные истцом.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного решения, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199,328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Бизнес Рум Компани" по доверенности К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.