Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Ермиловой В.В.,
судей - Мареевой Е.Ю., Мищенко О.А.,
при секретаре - Курач Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.,
дело по апелляционной жалобе представителей Серабина Б.А. - Коханова Н.И., Ильиной Л.Б. на решение Щербинского районного суда города Москвы от 17 декабря 2014 года, которым постановлено:
Заявление Серабина * к Администрации городского округа Щербинка города Москвы о признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения социальной выплаты, оставить без удовлетворения.
установила:
Серабин Б.А. обратился в суд с заявлением к Администрации городского округа Щербинка г. Москвы о признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения социальной выплаты. В обосновании заявленных требований указал, что решением Щербинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2013 года в удовлетворении его заявления о признании незаконным отказа Администрации городского округа Щербинка г. Москвы о включении его в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральной целевой программой "Жилище" в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера" было отказано. Данное решение вступило в законную силу апелляционным определением Мосгорсуда от 18 февраля 2014 года. В своем решении суд указал, что он формально подпадает под положения подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральной целевой программой "Жилище" в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера", но фактически не может принять в ней участие, поскольку не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве. Так, судом установлено, что он с 14.06.1974 года по 23.03.2003 года был зарегистрирован по месту жительства в пос. * района * области, имеет трудовой стаж более двадцати лет, проработал на предприятиях *области. Он в настоящее время зарегистрирован по адресу: * на основании договора коммерческого найма жилого помещения. Согласно выписке из ЕГРП Управления Росреестра по Москве от 12.03.2013 г. принадлежащие на его имя объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации отсутствуют. По справке председателя Комитета экономики Администрации Магаданской области N 5527 от 15.04.2011 г. в период с 01.01.1998 г. по настоящее время ему не оказывалась государственная поддержка за счет средств Федерального бюджета в виде государственного жилищного сертификата социальной выплаты) для приобретения (строительства) жилья в ЦРС в соответствии с ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера". В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и сравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других лих помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет. Исходя из положений данной нормы закона во взаимосвязи с условиями подпрограммы "Выполнение государственных обязанностей по обеспечению жильем категорий граждан, установленных ФЗ "Федеральной целевой программы Жилье" для участия в подпрограмме необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении. 27 декабря 2012 года он обратился в Администрацию городского округа Щербинка г. Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, представил необходимые документы. В ответ Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЮЗАО сообщило, что данный вопрос относится к компетенции Администрации городского округа Щербинка г. Москвы. Письмом от 30 апреля 2014 года N 217-с на его заявление Глава администрации городского округа Щербинка г. Москвы указал, что для рассмотрения вопроса о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оснований не имеется. Полагает, что по существу его заявление ответчиком не рассматривалось, поскольку в своем заявлении он просил не принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера", так как иного жилья не имеет, а в занимаемом жилом помещении по указанному выше адресу проживает на основании договора коммерческого, не социального найма жилого помещения. Считает, что решение Администрации городского округа Щербинка г. Москвы об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с вышеприведенным законом нарушает его право на жилище, гарантированное ч. 1 ст. 40 Конституции РФ и создает препятствия к осуществлению им права на участие в Федеральной программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральной целевой программой "Жилище". Просил признать за ним право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и обязать Администрацию городского округа Щербинка г. Москвы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья согласно названному Закону.
С учетом уточненного заявления Серабин Б.А. просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Щербинка г. Москвы, выразившееся в непринятии решения о постановке либо отказе в постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках Федерального закона от 25.10.2012 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", обязать Администрацию рассмотреть вопрос о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и обязать поставить его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Представители заявителя Коханов Н.И., Ильина Л.Б., действующие по доверенности, требования Серабина Б.А. поддержали.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Щербинка в городе Москве Кабаева Е.Г. в судебном заседании требования Серабина Б.А. не признала.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, представители Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамента государственного имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в полном объеме просит Серабин Б.А. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Серабина Б.А. - Ильина Л.Б. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Администрации городского округа Щербинка в г. Москве - Морозова И.Н. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, возражала против отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Представители Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамента государственного имущества города Москвы в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Серабина Б.А. - Ильиной Л.Б., представителя Администрации городского округа Щербинка в городе Москве - Морозовой И.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства.
Как установлено судом, Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2013 года, вступившим в законную силу 18 февраля 2014 года, в удовлетворении заявления Серабина Б.А. об оспаривании решения Администрации городского округа Щербинка города Москвы, обязании Администрации городского округа Щербинка города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя путем признания за ним права на включение в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программой "Жилище" в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" отказано.
Серабин Б.А. с 14.06.1974 года по 21.03.2003 был зарегистрирован по месту жительства в п. * района * области, имеет трудовой стаж более 20 лет, проработал на государственных предприятиях Магаданской области. Заявитель зарегистрирован по месту пребывания по адресу: * на период с 11.11.2012 г. по 11.10.2013г., а в настоящее время с 22.10.2013 г. по 22.10.2014 г.. что подтверждается свидетельством N *о регистрации по месту пребывания, копиями выписки из домовой книги, договора коммерческого найма жилого помещения от 22.10.2013 г.
Согласно выписке из ЕГРП Управления Росреестра по Москве от 12.03.2013 г. у Серабина Б.А. отсутствуют объекты недвижимого имущества за период с 31.01.1998 г. по 05.03.2013 г. на территории Российской Федерации.
Из справки председателя Комитета экономики Администрации Магаданской области N *от 15.04.2011 г. в период с 01.01.1998 г. по настоящее время Серабину Б.А. не оказывалась государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в виде государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) для приобретения (строительства) жилья в ЦРС в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также указанный гражданин не состоит в Магаданской области на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 63).
Согласно ответа Администрации Ягодинского района Магаданской области от 13 апреля 2011 года N 618 Серабин Б.А., проживавший до 21.03.2003 г. в пос. Ясный Ягодинского района Магаданской области, жилья в данном населенном пункте не имеет, правом на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на приобретение (строительство) жилья, в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не пользовался (л.д. 64).
Как следует из письма главы Администрации городского округа Щербинка города Москвы N * от 11.01.2013 г., оснований для признания Серабина Б.А. нуждающимся в жилых помещениях и включения в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, желающих получить жилищную субвенцию на строительство (приобретение) жилья, не имеется, поскольку в соответствии с ФЗ РФ от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановлениями Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 и от 10.10.2002 г. N 879 гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Регистрация и учет граждан РФ, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории РФ порядка регистрации и учета указанных категорий граждан. Постановлением Администрации городского округа Щербинка в городе Москвы N 202 от 06.06.2013 г. Серабину Б.А. отказано в принятии его семьи на учет в целях участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 года".
Сообщением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 1 апреля 2014 года N ** на обращение заявителя по вопросу постановки на жилищный учет данный вопрос отнесен к компетенции органа местного самоуправления городского округа Щербинка.
22 апреля 2014 года Серабин Б.А. вновь обратился в администрацию городского округа Щербинка в городе Москве с заявлением о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении. В своем ответе от 30 апреля 2014 года N 217-е на данное заявление Администрация городского округа Щербинка в городе Москве сообщила об отсутствии оснований для рассмотрения вопроса о принятии Серабина Б.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со ссылкой на вышеприведенные нормы законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Серабину А.Б., суд руководствовался ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", исходил из того, что заявитель Серабин Б.А. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пришел к выводу о том, что оснований для предоставления социальной субсидии для приобретения жилья в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" у заявителя не имеется, поскольку обстоятельства, перечисленные в федеральном законе и законе субъекта федерации, и дающие право требования предоставления выплаты у заявителя отсутствуют.
Также суд принял во внимание, что заявитель Серабин Б.А. на учета нуждающихся в жилом помещении не состоит, учетное дело по месту предыдущего жительства не заводилось.
В силу п. 3 ст. 7 Законом г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Но вопреки данной норме закона доказательствами проживания заявителя в г. Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет суд не располагает, следовательно, требования последнего о поставке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях получения социальной выплаты для приобретения жилья основано на неверном толковании норм материального права.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер спорных правоотношений, верно применил положения норм материального права, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции действующего законодательства являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879, регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г. (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 г.), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
То есть, исходя из положения данной нормы во взаимосвязи с условиями подпрограммы "Выполнение государственных обязанностей по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилье" на 2002 - 2010 (2015) годы", для участия в подпрограмме необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п. 3 ст. 7 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно указал, что оснований для постановки истца на учет на получение указанной субсидии не имеется, поскольку обстоятельства, перечисленные в федеральном законе и законе субъекта федерации, и дающие право требования предоставления выплаты, у истца отсутствуют.
Как следует из материалов дела, истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: * на период с 11.11.2012 года по 11.10.2013 года, с 22.10.2013 года по 22.10.2014 года, таким образом, доказательств того, что истец проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет суду не представлены.
В связи с чем, выводы суда об отсутствии основания для принятия Серабина Б.А. на учет нуждающихся в жилых помещения является законным и обоснованным.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о пропуске заявителем срока давности для обращения в суд, поскольку заявитель получил ответ Администрации г. Щербинки от 30.04.2014 года N * в этот же день, с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа обратился в суд лишь 09.09.2014 года. Доказательств уважительности пропуска срока Серабин Б.А. суду не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что Серабиным Б.А. первоначально заявление было подано 23 мая 2014 года и определением суда было оставлено без движения судебная коллегия не может признать состоятельным, поскольку определение об оставлении искового заявления без движения заявителем было получено, недостатки искового заявления в указанные в определении сроки устранены не были. Прерывает течение срока давности на обращение в суд только подача надлежащим образом оформленного заявления, что Серабиным Б.А. было сделано только 09.09.2014 года.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы и основания и основания иска, правовая оценка которым, судом дана надлежащим образом, оснований не согласиться с которой, у судебной коллегии не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, поэтому доводы жалобы, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей Серабина Б.А. - Коханова Н.И., Ильиной Л.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.